не могу не перепостить комментарий С.В.Волкова, просто как знак солидарности с высказанной в нём позицией: http://salery.livejournal.com/38410.html.
"«Катынцев» же расстреляли не как поляков, а как «социально-опасный элемент», тот же самый контингент, который подлежал репрессиям на любой контролируемой большевиками территории (поляки любят упирать на то, что это были в основном офицеры запаса – культурная элита страны, но таков же был и состав истребленного русского офицерства)."
Под видом трагедии поляков РФ-зрителю показали лишь малую часть того, что он должен был бы увидеть, осознать и прочувствовать - но только уже из событий русской, а не польской истории ХХ в. Но он об этом, понятное дело, и не догадывается.
Хотелось бы также заметить, что стандартный для данной ситуации акцент на слове "покаяние" неверен и уводит разговор в сторону от сути вопроса. Не говоря о том, что само слово страшно затаскано с момента выхода одноименного фильма Т.Абуладзе, оно лишь затемняет чёткую альтернативу: либо мы советские, это наша история, другой у нас нет, она вся такая, пробы ставить негде, но мы её продукт и отрекаться от неё не желаем. Или всё-таки мы перестаём быть, хотя бы на уровне интенции, советскими, и тогда мы максимально отстранённо говорим о преступлениях советского режима во всем их объёме, лишь малой частью которого является "Катынь", привлекшая к себе особое внимание в силу известных обстоятельств. Т.е. либо мы с убийцами как неотъемлемой частью преступной советской истории, либо всё-таки нет. Ни там, ни там нет смысла говорить о покаянии. Понятно, что генеалогически абсолютное б-во населения РФ наследует принявшим (с разной степенью добровольности и энтузиазма) советский режим. Но этот факт не исключает для каждого возможности принципиально отказаться от такого наследства. Так что надо не каяться, а самоопределяться в этом ключевом вопросе.
P.S. Вот ссылка на прошлогоднюю дискуссию по той же теме. Там много фактов: http://enzel.livejournal.com/2009/03/26/