Изменение соотношения «благородство – подлость» лежит в основе перехода от «старого порядка» к так называемой «модерности». Уменьшение доли безусловно благородных людей наверху социальной пирамиды, эрозия самой субстанции благородства, постепенное её растворение в «буржуазной морали», отход от традиционных ориентиров благородного поведения широких слоёв общества – всё это приводит в конце концов к вытеснению последних носителей и защитников благородства с вершин власти и к замене их, как повсеместное явление, людьми, моралью не слишком отягощёнными, а в некоторых особых случаях и просто отъявленными подлецами, уже абсолютно ничего не стесняющимися и ничем не стеснёнными. В России этот процесс прошёл очень стремительно, от первой, через короткую вторую, к третьей стадии, уничтожившей и накрепко забывшей саму идею благородства (вместе с её носителями, разумеется) и заменившей её всеобщей подлостью, правда, прикрытой некой специфической морализаторской идеологией – в видах удобства управления трудящимися массами (сейчас отбросили и её.) Вторая стадия характеризуется ещё наличием представления о "приличиях", инерционным уважением к благородству, пусть и воспринимаемому со снисходительной усмешкой, как некий атавизм, вроде фамильного имения. Третья стадия всего этого уже не знает и откровенно издевается над подобными предрассудками "старого мира". Разумеется, из-за социальной инерции отмирание традиционных представлений идёт не сразу даже и при их декретивной отмене и соответствующей пропаганде. Отсюда и наличие некоторых "приличий" и "приличных людей" в Советии. Но по прошествии определённого исторического времени, результат этой политики предстаёт во всей красе, как сегодня в РФ.
Изменение соотношения «благородство – подлость» лежит в основе перехода от «старого порядка» к так называемой «модерности». Уменьшение доли безусловно благородных людей наверху социальной пирамиды, эрозия самой субстанции благородства, постепенное её растворение в «буржуазной морали», отход от традиционных ориентиров благородного поведения широких слоёв общества – всё это приводит в конце концов к вытеснению последних носителей и защитников благородства с вершин власти и к замене их, как повсеместное явление, людьми, моралью не слишком отягощёнными, а в некоторых особых случаях и просто отъявленными подлецами, уже абсолютно ничего не стесняющимися и ничем не стеснёнными. В России этот процесс прошёл очень стремительно, от первой, через короткую вторую, к третьей стадии, уничтожившей и накрепко забывшей саму идею благородства (вместе с её носителями, разумеется) и заменившей её всеобщей подлостью, правда, прикрытой некой специфической морализаторской идеологией – в видах удобства управления трудящимися массами (сейчас отбросили и её.) Вторая стадия характеризуется ещё наличием представления о "приличиях", инерционным уважением к благородству, пусть и воспринимаемому со снисходительной усмешкой, как некий атавизм, вроде фамильного имения. Третья стадия всего этого уже не знает и откровенно издевается над подобными предрассудками "старого мира". Разумеется, из-за социальной инерции отмирание традиционных представлений идёт не сразу даже и при их декретивной отмене и соответствующей пропаганде. Отсюда и наличие некоторых "приличий" и "приличных людей" в Советии. Но по прошествии определённого исторического времени, результат этой политики предстаёт во всей красе, как сегодня в РФ.
-
(no subject)
ОРУДИЕ АПОКАЛИПСИСА Прочитал, не без усилия, внушительный опус немецкого историка Эвы И. Фляйшхауэр (1942) Русская революция: Ленин и Людендорф…
-
(no subject)
ЗУРОВ И БРЕШКО-БРЕШКОВСКИЙ Прочитал в начале года два романа Л.Ф.Зурова (1902-1971), Древний путь и Поле. Зуров, без сомнения, очень талантливый…
-
(no subject)
УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (архивные разыскания - 18) Хотя в начале лета я подвел итог моим архивным поискам, не рассчитывая уже пополнить свой улов…
- Post a new comment
- 31 comments
- Post a new comment
- 31 comments
-
(no subject)
ОРУДИЕ АПОКАЛИПСИСА Прочитал, не без усилия, внушительный опус немецкого историка Эвы И. Фляйшхауэр (1942) Русская революция: Ленин и Людендорф…
-
(no subject)
ЗУРОВ И БРЕШКО-БРЕШКОВСКИЙ Прочитал в начале года два романа Л.Ф.Зурова (1902-1971), Древний путь и Поле. Зуров, без сомнения, очень талантливый…
-
(no subject)
УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (архивные разыскания - 18) Хотя в начале лета я подвел итог моим архивным поискам, не рассчитывая уже пополнить свой улов…