26 июля 1916 г. Грушёвка (Херсонская)
«Перехожу к другому вопросу, связанному с планами работ на будущей конференции. Вопрос сводится к следующему: кого следует унизить и расчленить – Австрию или Германию, и каким образом их обезвредить для будущего. У нас склонны раскассировать только Австрию, и всё внимание обращено на эту злосчастную империю. Газеты полны аппетитов на расчленение Австрии в пользу России и славянских государств, а про унижение Германии говорят что-то мало – до того дух немцев и жидов силён в нашей прессе.
Мне кажется, что, говоря о центральных союзных монархиях, надо все взоры и все усилия сосредоточить на Германии. Если сотворить ПОЛНЫЙ раздел Австрии, то получится такая картина: Венгрия станет самостоятельной, возможно, что и Богемия тоже, Галиция и часть Буковины попадут России, Трансильвания, вероятно, Румынии, а всё остальное заберут сербы, черногорцы и особенно итальянцы. Что же останется от Австрии? Крайна, Каринтия, Тироль и собственно эрцгерцогство Австрийское. Очевидно, на эти провинции наложит руки Германия, за неимением лучшего, и увеличит свои владения насчёт своей союзницы.
Один из дипломатов XIX столетия сказал: “Si l’Autriche n’existait pas – il faudrait la creer”. Мне кажется, он был прав, так как в центре Европы выгоднее иметь разноплемённую и слабую Австрию, чем сильную Германию. Вот и надо обратиться, в случае полной победы, к унижению и расчленению Германии. Шлезвиг-Гольштейн отдать Дании; Эльзас и Лотарингию – Франции; Люксембург – Бельгии; часть устьев Рейна – Голландии; Познань – Польше; часть Силезии (Саксонскую) и часть Баварии – отдать Австрии; заставить уменьшить флот до минимума, но отнюдь не вторгаться в её внутренние распорядки, так как все эти принцы и князья переругаются сами между собой, равно как и бюргеры, и социалисты, и учёные, и пивовары – словом, все представители “Deutschland uber Alles”.
Но этого на бумаге и на словах мало. Исторические примеры бывают полезны и 100 лет спустя. В 1815 году во Франции были оставлены оккупационные корпуса России, Пруссии, Австрии и Англии до 1818 года, т.е. 3 года, пока всё не было исполнено и заплачено. Теперь придётся сделать то же самое, но уже в настоящее время сговориться. По одному корпусу надо будет оставить внутри Германии до исполнения договора: России, Франции, Англии, Италии, Японии, Сербии и Бельгии, итого 7 корпусов.
Может быть, ты улыбнёшься, что я опять забегаю вперёд, “mais bien gouverner c’est prevoir”, и необходимо заранее обо всём переговорить и прийти к соглашению между разнородными союзниками.» (Цит. по: В.Н.Воейков. С Царём и без Царя. М., 1995, сс. 398-399.)