Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
В СВЯЗИ С ПАМЯТНИКАМИ

"Уходя из своих колоний, забирайте свои памятники с собой... Нам терять нечего, у нас вся страна как лепрозорий. Налево – мавзолей, направо – красные звезды. Сзади – Ленинский проспект, спереди – Октябрьская площадь."

(В. Новодворская "Битва за беспамятство")

По обыкновению хлестко, и точно. Если "мавзолей и красные звезды", то не имеют нормального человеческого смысла никакие памятники "воинам-освободителям". Вернее, их смысл - ненормальный и нечеловеческий - вытекает из "мавзолея и красных звезд". Советский патриотизм, последний его бастион -"ВОВ". Или уже не имеет значения? В том смысле, что мы уже такая безнадежная периферия, что процессы, идущие в ней, уже никого особенно не интересуют. Они безнадежны, эти русские, не обращайте на них внимания. И глупо с этим спорить, впадая в ложный патриотический пафос, как делают даже некоторые вроде бы приличные люди, подчинясь словно некоему инстинкту - "надо себя отстаивать!" Себя. А кто ты есть? Откуда пришел? Чей будешь? Не дают ответа. То есть, какой-то ответ дают, но до того нечеткий, логически уязвимый, противоречивый, что даже делается неудобно настаивать на прояснении позиции. И тому, увы, есть объективные причины, о которых много уже сказано. Так что будем продолжать блуждание по постсоветской ледяной пустыне, посреди которой то ли лихой человек, то ли "воин-освободитель" - сквозь пургу не разобрать.

Хотя, объективности ради, следует признать, что есть умные, образованные люди, которые в упор не видят проблему. Что сейчас "русские", что сто, двести лет назад - "русские". А что там случилось с государством, с историческим правопорядком, с традициями и преемственностью - это так, какая-то "рябь на воде", не стоит даже и вглядываться. Примерно так считает блогер alexandrov-g. И на него моя аргументация никак не действует. Ему комфортно, хорошо, естественно быть выходцем из советской шинели. При этом он вовсе ее не обеляет, кровавые пятна не маскирует. Для него она - историческая данность, которую надо просто принять, а не судить. Этакое безразличие к разрывам и катастрофам, которые "случались и раньше, случатся и в будущем".

Какие-то совершенно различные типы взимоотношения человека и истории, исторического потока, частью которого ощущает (если ощущает) себя человек. А для огромной части людей даже сами эти рассуждения малопонятны и странны - о чем они? Мы же живем, и хотим жить затра еще лучше, мы ориентированы на завтра, на послезатра, а вчера нас уже не интересует. Какая разница, что было вчера. Л.Гумилев, видимо следуя за кем-то, делил людей на "футуристов", "пассеистов" и "актуалистов". Но дело, разумеется, не только в этих особенностях жизненного темперамента, а и в других, более тонких настройках личности. В этике и эстетике. В потребности в укорененности, в родовом сознании, в желании принадлежать к культуре, т.е. массиву накопленных результатов, достигнутых предками. Собственно, это и есть сознательный исторический человек. А тот, другой - инстинктивный потребляющий человек. Они говорят на разных языках.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments