Top.Mail.Ru
? ?
НЕСЛУЧАЙНЫЕ ФРАГМЕНТЫ [entries|archive|friends|userinfo]
Сергей Сергеевич Каринский

[ website | Родословное древо Каринских, Красенских, Палицыных и др. ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jul. 24th, 2007|08:57 pm]
Сергей Сергеевич Каринский
[Tags|]

ВНУТРЕННИЕ РУБЕЖИ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Рассматривая исторические события ХХ в., мы склонны недооценивать значение других, на первый взгляд менее грандиозных по своим масштабам и последствиям событий, которые однако обозначили важные, качественные, изменения в самом характере России как исторического явления и субъекта. На два таких рубежных события хочется обратить сейчас внимание.

Во-первых, это поражение в Крымской (Восточной) войне в 1855 г. Россия, до этого в течение 40 с лишним лет бывшая мировым субгегемоном и первой державой континентальной Европы, резко опустилась с этого уровня и больше уже никогда на него не поднималась (хотя, надо думать, Александр Третий придерживался иного мнения, но он определенно переоценивал возможности России, которые, на его счастье, не подверглись испытанию в его царствование). Правда, она была на пути к возращению на этот уровень в 1917 г., но вмешались известные события (которые и случились именно с целью гарантированно сбить Россию с этого пути).

Во-вторых, это убийство Александра Второго. "Идиллическая Россия с царем-батюшкой и его верноподданным народом перестала существовать 1 марта 1881 г. Мы понимали, что русский царь никогда более не сможет относиться к своим подданным с безграничным доверием. Не сможет, забыв цареубийство, всецело отдаться государcтвенным делам. Романтические традиции прошлого и идеалистическое понимание русского самодержавия в духе славянофилов - все это будет погребено, вместе с убитым императором, в склепе Петропавловской крепости." (Великий Князь Александр Михайлович. Воспоминания. Мемуары. Гл. V.)

P.S. Можно указать еще на один рубеж, пройденный уже незадолго перед началом Великой войны - увольнение В.Н.Коковцова с должности Председателя Совета министров и министра финансов в конце января 1914 г. Этим глубоко ошибочным актом верховной власти завершился период управления Россией ответственными, самостоятельно мыслящими, решительными государственными деятелями, сочетающими в себе видение стратегической цели, инициативу и безусловную лояльность. Им на смену пришли люди, совершенно не соответствующие характеру задач и уровню трудностей, стоящих перед страной.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: vittal
2007-07-24 06:29 pm (UTC)
С "Идиллической Россией, которая перестала существовать" - что-то не то. Была ли она? Павла I тоже убили, Петра III. И что?

То есть, дата - несомненно поворотная. Но не в смысле убийства Царя, а в чем-то другом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2007-07-24 07:01 pm (UTC)
"Идиллическая Россия" - это русский "золотой век", царствования Александра и Николая Первых, т.е. время, когда сформировались русская культура и обозначилось самосознание, включая упомянутых славянофилов. С убийством Александра Второго все это кончилось. Что касается Павла и более ранних монархов, то они еще были как бы "до", как бы предтечи этого длительного этапа, в известном смысле, "доисторическими", "баснословными" фигурами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vittal
2007-07-24 07:08 pm (UTC)
Да, но все равно, убийство А2 было распиарено в каком-то неправильном смысле. Особенно, если учитывать картинку Галковского об этом событии.

Царей убивали все время. Астеррот где-то написал, что царь - вообще, должность, предназначенная в жертву.

А в 1881 году каким-то чудом обычное, в общем, событие - дворцовый переворот, - удалось превратить в прообраз революции, которая и произошла почти 40 лет спустя.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2007-07-24 07:12 pm (UTC)
В том-то и дело, что это не был "дворцовый переворот". Это было нечто новое.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vittal
2007-07-24 07:19 pm (UTC)
Это было в "новых условиях", скорее. Габсбургов - вообще косили как косой - выжили однако. В отличие от.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2007-07-25 06:17 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vittal
2007-07-25 04:49 pm (UTC)
Я, если честно, не понимаю, почему ДЕГ с ним дискупировать отказывается. У Астеррота - просто необыкновенно острый ум, отличное владение словом и очевидная способность воспринимать и развивать чужие мысли и идеи, как и корректно и с пользой спорить.

А Галковский его как будто игнорирует. У меня это вызывает исключительно сожаление. Потому что дискутировать они могли бы почти на равных, если бы ДЕ удосужился хоть раз ему возразить по существу. А так , чуть что, сразу - "официанты, дворники".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2007-07-25 04:53 pm (UTC)
"Официанты и дворники" - это реакция на заявления о том, что февраль сделан "охранкой", а октябрь - военной разведкой. Если человек всерьез так считает, то ничего другого Галковскому ответить было нельзя. Он еще мягко это сделал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: enzel
2007-07-24 07:10 pm (UTC)
К тому же, это были качественно разные типы убийства - дворцовый заговор "своих" - "народ безмолвствует", и прямое действие "народа", во всяком случае его части, и уж точно - не "своих".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vittal
2007-07-24 07:12 pm (UTC)
Ну, Мэтр озвучил другую точку зрения некоторое время назад - как раз "свои".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2007-07-24 07:16 pm (UTC)
В данном случае это не важно. Произошло это не в форме дворцового убийства шарфом или табакеркой, а как завершение некоего "народного" (во всяком случае - не дворцового) движения. Тут ведь важно, как это было воспринято. Это был общенациональный шок. "Что-то кончилось". Ничего подобного прежде не случалось. Те убийства - внутренние дела верхов. Это - общенациональное потрясение.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vittal
2007-07-24 07:21 pm (UTC)
Да. Согласен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pvzh
2007-07-24 07:40 pm (UTC)

Всё несколько сложнее

Соглашусь с этим от vittalа:

убийство А2 было распиарено в каком-то неправильном смысле

То же можно сказазать о Крымской Войне. Катастрофичность её последствий, да и сам проигрыш в ней, связан главным образом с неправильным пиаром.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2007-07-24 08:15 pm (UTC)

Re: Всё несколько сложнее

Если вы соглашаетесь считать нечто именно таковым, то не так важно уже, каково это нечто на самом деле. Вернее, это вообще уже не важно. Важны политические последствия, или их отсутствие. В случае Крымской войны они были крайне унизительными для России и сбросили ее с позиций европейского арбитра. Убийством Александра-Освободителя открылась новая эпоха и во внутренней жизни. Я думаю, смысл цитаты вполне точен, это диагностика самоощущения русской элиты. Я этот пост написал не для того, чтобы показать, что "были предпосылки", а чтобы напомнить, что Россия неоднократно проходила через очень серьезные трансформации как своего международного статуса, так и и внутреннего состояния. Этот период трансформаций - от Крымской войны, через Великие реформы, до убийства Александра Второго. Царствование Александра Третьего - некая попытка повторения царствования Николая Первого - в других условиях, эпигонство. Россия уже была совсем не та, она сильно опустилась, сдала. Потом был 905 год и, как говорит Галковский, превращение в "Бразилию", в смысле Бразильскую империю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pvzh
2007-07-24 08:44 pm (UTC)

Скорее "отстала"

Если вы соглашаетесь считать нечто именно таковым, то не так важно уже, каково это нечто на самом деле.

Это абсолютно верно в идеологическом противостоянии. Наверное, важность именно этого не успела / не смогла понять русская элита.

Россия уже была совсем не та, она сильно опустилась, сдала.

Скорее "отстала" -- не успела приспособиться к гонке идеологического противостояния. Если в 1825 г. "позвело", то в Крымскую Войну вскрылось, что уроков из 1825 г. не было извлечено.

По-моему, на то были объективные причины: (1) низкий градус ксенофобии в народе; (2) исключительно быстрый рост элиты и образованного сословия (пополняемой из низов). Врезультате, низкая устойчивость к демагогии транслируемой через инородцев. Да и вообще, всё было слишком благолепно, откуда излишняя самоуверенность: "полезли в ядерный реактор в пиджачке" (Бесконечный Тупик, Д.Е. Галковский).

(Reply) (Parent) (Thread)