После затянувшейся паузы Д.Е.Галковский наконец-то порадовал трудящихся очередным фельетоном "по национальному вопросу": http://galkovsky.livejournal.com/201689.html. Поводом для него послужил публичный конфликт двух медиадив: К.Собчак и Ч.Хаматовой. Первой приписывается условная европейскость, второй – азиатскость. Проблема, однако, в том, что обе они в первую очередь советские, просто одна русско-советская, а другая – татарско-советская. При всей несомненной важности «крови», роль культуры всё равно важнее, и в конце концов именно культурная доминанта определяет национальную идентичность. Во всяком случае именно так обстояло дело в России, где русская культура, поддержанная Православием, лежала в основе имперской «русскости». В качестве иллюстрации приведу выдержку из романа П.Н.Краснова «Выпашь» (1931):
«Он объяснил в первый же свой длительный приход, почему он, будучи монголом, назвал себя русским. Он был русской культуры. Его фамилия была Джорджиев. Он был сыном богатого купца, торговавшего с Россией воловьими кожами. Он родился и вырос в Урге, но уже в раннем детстве бывал с караванами отца в России, и свободно говорил по-русски. Отец хотел сделать его европейцем. Джорджиева отдали в Семипалатинск, в гимназию, потом он окончил Казанский университет, поехал заканчивать свое образование заграницу, был в Германии и Англии. Повсюду он обращал на себя внимание. Монгол... желтый... и интересуется Гёте и Гегелем, изучает Шопенгауэра и Ницше, знакомится с творениями Маркса. Все интересовало его. Он изучал католичество и протестантизм, он хорошо знал сущность православия, и он обо всем мог умно говорить. Блестящая в европейском смысле карьера его ожидала. В любом университете Старого или Нового Света ему готова была кафедра монгольского языка, литературы, или ламаизма. Он был знаком с исследователями центральной Азии. Они были его друзьями и до некоторой степени учениками. С профессором Позднеевым он долго был в переписке.» (Выпашь. Ч.3, гл. XIII - http://narod.yandex.ru/100.xhtml?krasnov-don.narod.ru/knigi/knigiK/KVsh.rar).
Интересно, какие-нибудь Шойгу или Илюмжинов способны считать себя русскими и тем более – гордиться этим? Определённо нет. Потому что не стало того старого имперского эталона русскости, причастность к которому была целью и неоспоримой ценностью для подавляющего большинства жителей Империи. Потому что не стало самого русского имперского культурного слоя – весьма неоднородного по своему этническому составу, но совершенно единого по своему культурно-идеологическому стандарту. В первую очередь это было русское дворянство, дополненное иными служилыми элементами – офицерством и чиновничеством, - сама служебная траектория которых давала им дворянскую перспективу (сословная фиксация социальной мобильности).
С этим уже ничего не поделаешь: преемственного русского культурного слоя нет и взяться ему неоткуда. Поэтому нам остаётся только наблюдать за тем, какие новые, порой причудливые, химеры будут возникать из взаимодействия русской «крови» и советской «культуры» в вышедшем из красной мясорубки новиопском фарше.