Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
В СВЯЗИ С «РАЗЛОМОМ»

После затянувшейся паузы Д.Е.Галковский наконец-то порадовал трудящихся очередным фельетоном "по национальному вопросу": http://galkovsky.livejournal.com/201689.html. Поводом для него послужил публичный конфликт двух медиадив: К.Собчак и Ч.Хаматовой. Первой приписывается условная европейскость, второй – азиатскость. Проблема, однако, в том, что обе они в первую очередь советские, просто одна русско-советская, а другая – татарско-советская. При всей несомненной важности «крови», роль культуры всё равно важнее, и в конце концов именно культурная доминанта определяет национальную идентичность. Во всяком случае именно так обстояло дело в России, где русская культура, поддержанная Православием, лежала в основе имперской «русскости». В качестве иллюстрации приведу выдержку из романа П.Н.Краснова «Выпашь» (1931):

«Он объяснил в первый же свой длительный приход, почему он, будучи монголом, назвал себя русским. Он был русской культуры. Его фамилия была Джорджиев. Он был сыном богатого купца, торговавшего с Россией воловьими кожами. Он родился и вырос в Урге, но уже в раннем детстве бывал с караванами отца в России, и свободно говорил по-русски. Отец хотел сделать его европейцем. Джорджиева отдали в Семипалатинск, в гимназию, потом он окончил Казанский университет, поехал заканчивать свое образование заграницу, был в Германии и Англии. Повсюду он обращал на себя внимание. Монгол... желтый... и интересуется Гёте и Гегелем, изучает Шопенгауэра и Ницше, знакомится с творениями Маркса. Все интересовало его. Он изучал католичество и протестантизм, он хорошо знал сущность православия, и он обо всем мог умно говорить. Блестящая в европейском смысле карьера его ожидала. В любом университете Старого или Нового Света ему готова была кафедра монгольского языка, литературы, или ламаизма. Он был знаком с исследователями центральной Азии. Они были его друзьями и до некоторой степени учениками. С профессором Позднеевым он долго был в переписке.» (Выпашь. Ч.3, гл. XIII - http://narod.yandex.ru/100.xhtml?krasnov-don.narod.ru/knigi/knigiK/KVsh.rar).

Интересно, какие-нибудь Шойгу или Илюмжинов способны считать себя русскими и тем более – гордиться этим? Определённо нет. Потому что не стало того старого имперского эталона русскости, причастность к которому была целью и неоспоримой ценностью для подавляющего большинства жителей Империи. Потому что не стало самого русского имперского культурного слоя – весьма неоднородного по своему этническому составу, но совершенно единого по своему культурно-идеологическому стандарту. В первую очередь это было русское дворянство, дополненное иными служилыми элементами – офицерством и чиновничеством, - сама служебная траектория которых давала им дворянскую перспективу (сословная фиксация социальной мобильности).

С этим уже ничего не поделаешь: преемственного русского культурного слоя нет и взяться ему неоткуда. Поэтому нам остаётся только наблюдать за тем, какие новые, порой причудливые, химеры будут возникать из взаимодействия русской «крови» и советской «культуры» в вышедшем из красной мясорубки новиопском фарше.
Tags: contra sovok, идеология, литература, социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments