Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
ТРАДИЦИОННОЕ И МАССОВОЕ

В связи с прошумевшей недавно в блоге С.В.Волкова (salery) дискуссией о традиционном и массовом обществах, о правом и левом, хотелось бы указать на некоторые очевидные моменты, оставшиеся несколько в тени. Речь идёт о градации массового общества по степени его разрыва с обществом традиционным, по радикализму отрицания последнего.

То, что массовое общество это судьба, от которой не уйти, стало очевидно уже лет сто пятьдесят назад, если не больше. Вопрос был лишь в том, как осуществить этот переход с минимальным уроном для ценностей традиционного общества, т.е. максимально удержав их в рамках массового.

Понятно, что эволюционный путь всегда предпочтительнее революционного, а из революционных всегда лучше тот, который будет минимально революционен, где не будут заниматься «углублением революции». Отсюда ясно, что лучше всего получить массовое общество в рамках конституционной монархии, похуже – в виде демократической республики или некоммунистической авторитарии и совсем плохо – в виде коммунистической тоталитарии, порывающей, как в нашем случае, со всем традиционным правопорядком.

В последнем случае массовое общество оказывается наиболее унифицированным, дегуманизированным, бесправным и контролируемым (тоталитарным). В нём практически полностью отсутствуют социальные элементы и институты, которые брали бы на себя роль смягчающих механизмов, островков традиционности (законности, приватности, человечности) в безлично-жестоком море государственной массовости. Это массовое общество одних минусов - без присущих ему в нормальном (более правом) виде плюсов.

Да, пусть общество будет массовым, но в нём будут сохраняться и старые имущие слои, старая собственность, старая культура (вместе с её носителями, разумеется). Тогда пустыня «нового мира» будет не столь страшна и дика. Пусть отчуждается пахотная земля, но сохраняются усадьбы с садами и парками; пусть вводится «четырехвостка», но сохраняется старый политический класс, избираемый с её помощью; пусть происходит массовая урбанизация и возникают обширные заводские районы, но при этом домовладельцы сохраняют за собой дома и городские участки, а фабриканты – свои предприятия и т.д.

Острых конфликтов и в этом случае не избежать, жизнь всё равно будет полна всевозможными отталкивающими явлениями и уродствами. Но при этом оскорблённому чувству всегда найдётся уголок и утешение на старой родине (сквозная тема у Висконти), под сенью закона, охраняющего право частной собственности и все вытекающие из неё права человека и гражданина.

Именно так, получше или похуже, с меньшим или большим уроном, быстрее или медленнее, перешли к массовому обществу все в Европе – кроме России. И именно потому, что массовое общество сложилось тут не по-европейски, имеются более чем серьёзные сомнения в европейской перспективе того, что существует сегодня на российских пространствах.
Tags: идеология, политология, социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments