Top.Mail.Ru
? ?
НЕСЛУЧАЙНЫЕ ФРАГМЕНТЫ [entries|archive|friends|userinfo]
Сергей Сергеевич Каринский

[ website | Родословное древо Каринских, Красенских, Палицыных и др. ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jul. 15th, 2012|01:54 pm]
Сергей Сергеевич Каринский
[Tags|]

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА
(Из «Рассказов о Гельмане»)

Прошло много лет, сменилась эпоха. Империи пали, русские люди рассеялись по свету. Ко мне судьба оказалась милостива, я нашёл пристанище в Париже и даже не могу сказать, что бедствовал. Так, сводил концы с концами, и что-то ещё оставалось.

Жизнь эмигрантская, пустоцветная и шумливая, неслась мимо меня, изредка обдавая брызгами своих скандалов. Я давно махнул на неё рукой, понимая, что всё это воспоминания дам минувших дней, будущее же лежит на совсем иных путях, выйти на которые, впрочем, я не стремился. Так, влёкся потоком жизни и был тому рад.

Как-то я сидел на скамейке в саду Тюильри, смотрел на гулявших мамаш с детьми, на долговязого старика, пускавшего в бассейне парусник, на чудное летнее парижское небо. Делать было решительно нечего, и оттого я испытывал своеобразное блаженство, наверное хорошо знакомое бродягам. К счастью, я не был бродягой.

Течение моих мыслей было прервано чьим-то грузным опусканием рядом со мной на скамейку, сопровождавшимся едва различимым «вы позволите?». Я посмотрел в сторону моего незваного компаньона и обомлел – это был Гельман. Мы не виделись примерно 15 лет, с тех самых пор как революция и начавшаяся вслед за ней гражданская война разметали нас в разные стороны.

Он очень изменился, постарел и обрюзг. Отёкшее желтоватое лицо его было давно небрито, щёки отвисли. Толстые губы сложились в скорбно-безразличную полуусмешку. Он не узнал меня. Не думаю, что из-за того, что я сам так переменился, скорее, из-за ослабшего зрения и явного нежелания всматриваться в окружающее. От него сильно пахло аптекой.

Я застыл, лихорадочно соображая, стоит ли обнаруживать себя и вступать в неизбежный и, возможно, тяжёлый разговор. Гельман безучастно уставился на бассейн, окружавших его вопящих детей, пытающихся их урезонить мамаш и бонн.

Да, sic transit gloria mundi – вертелось в моём мозгу. Из праха восстал и во прах изыдешь. Как банально работала тогда моя голова! Как хотелось побыстрее исчезнуть! Наконец я собрался с духом и поднялся со скамейки. Прочь! Мимо! Я чувствовал, что поступая так, я защищаю свою свободу и избегаю липких пут необходимости. Я бежал его...

Спустя месяц или два в «Последних новостях» я прочёл некролог.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: _nekto
2012-07-15 11:50 am (UTC)
Алданову ли подражание?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2012-07-15 06:30 pm (UTC)
Нет, только не ему. Тут, скорее, некий коллективный эмигрантский автор, из молодых: Набоков, Газданов, Гуль, Яновский.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yu_sinilga
2012-07-15 12:16 pm (UTC)
Нет, Энцель, Гельман присел бы на скамейку и запел Вам о родных берёзках и о том, что "Година пгостит своих сынов, возвгащайтесь на Годину". Устрицами угостил бы ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2012-07-15 06:33 pm (UTC)
Как Вы, наверное, заметили, мой Гельман лишь отчасти является Гельманом сегодняшним (мне практически неизвестным), а отчасти сочетает в себе черты Азефа, Гучкова и каких-то петербургских биржевых спекулянтов, замечательно описанных И.Колышко в "Великом распаде" (советую прочитать, если не читали). Так что, это не совдепский агент, а тип дельца-эмигранта.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yu_sinilga
2012-07-15 06:37 pm (UTC)
Ох, дорогой друг, некоторые совмещали-таки.
Лучшее воплощение типа дельца-эмигранта - это сыгранная Е.Евстигнеевым в "Беге" роль Парамона Ильича Корзухина. Жаль, что балладу о долларе исключили из сценария (а может, вырезали при монтаже - не знаю).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2012-07-15 06:42 pm (UTC)
Некоторые - да. Но мой Гельман не из таких, он ненавидит б-ков. В конце концов, у него эсеровское прошлое (что, конечно, тоже ничего не гарантирует).
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: enzel
2012-07-16 06:21 am (UTC)
Крымов интересен, у него был свой дом под Парижем - перевёл деньги и сам уехал ещё летом 17-го. О нём пишет Гуль в своих мемуарах. Кстати, у самого Крымова тоже есть мемуары, но, кажется, не переизданы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: colonel_hunter
2012-07-16 06:56 am (UTC)
Неплохой по задумке и исполнению цикл стилизаторских очерков. Я бы только убрал самого "Гельмана" - он как-то занижает впечатление.

А так - очень даже неплохо...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2012-07-16 07:18 am (UTC)
Это потому, что автор Гельману симпатизирует, "жалеет", усаживает за один стол. "Советские пережитки".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2012-07-16 07:39 am (UTC)
Неправда! Я очень умеренно симпатизирую ДРУГОМУ Гельману. До реального М.А.Гельмана мне нет никакого дела. Это, если угодно, отчуждённая фамилия, обросшая художественной плотью :).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2012-07-16 07:53 am (UTC)
Так я и имел в виду ТОЛЬКО другого Гельмана.
Для 2012 симпатии нормально. А тогда… Как правильно отметила yu_sinilga - постмодернизм.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2012-07-16 07:37 am (UTC)
Спасибо за лестную оценку, но не будь "Гельмана", ничего бы не было вообще, ибо мотивом написания этих "очерков" явилось доведение темы "Гельмана" ad absurdum. Но я всё же попытался её несколько приподнять и наполнить историческим воздухом, чтобы это был не тот пошлый Гельман, что разгуливает по очеркам Дмитрия Евгеньевича:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: colonel_hunter
2012-07-16 09:24 am (UTC)
Тогда ОК, вопросов нет. Постмодернистские у вас очерки получаются.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2012-07-16 10:21 am (UTC)
Да, на это уже указывала критика. Подобное подобным.
(Reply) (Parent) (Thread)