Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
РУССКОЕ ЕВРЕЙСТВО

«В Царской России жило больше половины еврейского народа; за пределами её пребывали либо незначительные осколки еврейства, как в Италии, Франции, Англии, Германии, либо ответвления от русского еврейства, как ныне очень значительная уже еврейская община в Северной Америке; лишь в старой Австрии имелся ещё крупный еврейский массив. Естественно поэтому, что еврейская история ближайших к нам поколений была по преимуществу историей русского еврейства.Событие, умственное течение, моральный запрос приобретали историческое значение постольку, поскольку они в среде русского еврейства имели своё начало или на него обращались. Западные евреи были богаче, влиятельнее, стояли впереди нас по культурному уровню, но жизненная сила еврейства была в России. И эта сила росла и крепла вместе с расцветом русской империи. Во время продолжительной, двухвековой агонии Польши, с распадом которой евреи оказались под скипетром русского царя, еврейство обнищало, морально опустилось и, застыв в средневековом обличье, далеко отстало от Европы. Только с присоединением областей, населённых евреями, к России началась тут новая жизнь, началось возрождение. Еврейское население быстро увеличивалось в числе, так что могло даже выселить многолюднейшую колонию за океан; в руках евреев накоплялись капиталы, вырос значительный средний слой, поднимался всё больше материальный уровень и широких низов; рядом усилий русское еврейство преодолело или, по крайней мере, всё больше преодолевало вынесенную из Польши грязь, физическую и духовную; всё больше распространялась в среде еврейства европейская образованность, мы всё больше приобщались и к общеевропейской и к русской культуре, и так далеко мы ушли в этом направлении, столько духовных сил накопили, что могли позволить себе роскошь иметь литературу на трёх языках, общее – культуру в трёх обличьях. Всё это – вопреки черте оседлости, процентной норме и всяким другим ограничениям. Только евнух видит в полицейском страже демиурга истории, и параграф закона заменяет ему судьбу. Живая жизнь не такова. Вопреки многочисленным недостаткам строя и в особенности административного механизма империя крепла, русский народ рос и богател, русская культура развивалась вширь и вглубь. Увеличивалось в то же время в своём значении и в своей мощи и русское еврейство. В этом параллельном росте и процветании сказалась тесная связь между судьбой русского еврейства, непосредственно всего еврейского народа, и судьбами России <…>

Россия могла себе позволить роскошь даже препятствовать приобщению евреев к русской культуре. Великий народ, в течение столетий претворявший и почти без остатка претворивший множество племён, живших на русской равнине, мог с уверенностью ждать, что и трудно поддающийся претворению еврей подпадёт всё же в достаточной для государственного интереса мере под притягательную силу русской стихии. <…> Россия могла жить спокойно и процветать, когда вопреки ограничениям в среде адвокатуры, скажем, оказывался лишний процент или три процента евреев, ибо в абсолютных числах оставался всё же громадный перевес на стороне коренного населения». (И.М.Бикерман. Россия и русское еврейство. Цит. соч., сс. 106-107, 110-111.)
Продолжение: http://enzel.livejournal.com/206537.html.
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 76 comments