Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
И.О.ЛЕВИН: ПОЛУКУЛЬТУРНОСТЬ И РАЦИОНАЛИЗМ ЕВРЕЕВ

Третий автор сборника – публицист и историк И.О.Левин: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.

В своей статье «Евреи и революция» он пишет: «Не подлежит никакому сомнению, что число евреев, участвовавших в партии большевиков, а также во всех других партиях, столько способствовавших так называемому углублению революции: меньшевиков, эсеров и т.д., как по количеству, так и по выпавшей на них роли в качестве руководителей, не находится ни в каком соответствии с процентным отношением евреев ко всему населению России. Это факт бесспорный, который надлежит объяснять, но который бессмысленно и бесцельно отрицать».

Говоря об объяснениях этого факта, И.Левин указывает на явную недостаточность указания на еврейское неравноправие в России. «Как известно, кроме России, где большевики сохраняют власть ещё и поныне, в Европе был сделан ещё в трёх государствах опыт осуществления так называемой диктатуры пролетариата: в Финляндии, Венгрии и Баварии. В Финляндии евреев никогда почти совсем не было, и, следовательно, их не было и во время финляндской большевицкой революции, которая была ликвидирована интервенцией германской армии. Совсем другую картину мы видим в Баварии и в Венгрии. Количество евреев, участников большевицкого режима в обеих этих странах огромно. <…> ... число евреев, руководителей большевицкого движения в Венгрии доходило до 95%. <…> А между тем, правовое положение евреев в Венгрии было прекрасным, никаких ограничений в правах евреев там уже давно не существовало и, наоборот, евреи в Венгрии в культурном и экономическом отношениях занимали положение, при котором антисемиты уже могли говорить о еврейском засилье».

И.Левин ищет причины этой диспропорционально высокой революционной активности еврейства в факторах, связанных с особенностями процесса культурной эмансипации евреев в Европе, в первую очередь, в её недавнем начале, незавершённости и, зачастую, фиктивности. Но также указывает и на специфический рационализм еврейского сознания.

«В известном смысле о евреях следует уже говорить, как о народе в культурном отношении не только не древнем, но, наоборот, чрезвычайно молодом».

"Всего... каких-нибудь полтораста лет назад в Западной Европе, а в России... всего каких-нибудь 80-90 лет тому назад в еврейской среде начинается замена старой еврейской культуры другими, выработанными европейско-христианским миром, имевшими лишь немного общего с религиозно-нравственными представлениями, господствовавшими в стенах гетто".

«В громадном же большинстве случаев еврей, растерявший свою еврейскую культуру, но не приставший к другой, в культурном отношении оказался «Иваном, не помнящим родства», каким-то пустым местом, которое может быть заполнено любым культурным содержанием: марксизмом, ницшеанством, учением Фрейда и т.д., - вообще всякой новинкой интеллектуальной моды. И по ряду причин, уже ясных на основании вышесказанного, это место заполняется содержанием преимущественно более или мене революционного характера».*)

«Таких небольших и пустых голов и среди общерусской интеллигенции и полуинтеллигенции оказалось не мало. Ещё больше было их среди тех «экстернов» всех рангов, из которых вербовались круги еврейской интеллигенции и полуинтеллигенции, при помощи разных дипломов, от зубоврачебных до университетских, добывавших себе такие привилегии, как безусловное или условное право жительства вне черты оседлости. Эти элементы еврейского народа, утратившие культурное содержание старого еврейства, в то же время оставались чуждыми не только русской культуре, но и вообще какой бы то ни было культуре. Эта духовная пустота, скрывавшаяся под лишь поверхностно усвоенной европейской культурой, делала евреев, уже в силу своего преимущественного занятия торговлей и промышленностью, склонных к материализму, крайне восприимчивыми к материалистическим, политическим учениям, наиболее выпукло выразившимся в марксистском социализме».

«К этому присоединяется столь свойственное евреям рационалистическое мышление, которое так располагает их к усвоению доктрин вроде революционного марксизма. <…> Если правильно, что ограничения в правах или общественный антисемитизм часто толкают в ряды левых партий даже такие слои еврейства, которые по своему социальному положению отнюдь не заинтересованы в ниспровержении буржуазного строя, а, напротив, должны желать его сохранения, то наряду с этим значительную роль в этой «левизне» евреев следует приписать именно этому рационалистическому характеру их мышления и отсутствию у них связи с традициями органически развивающихся культурных народов».

И в заключение: «Евреи и при старом режиме и в псевдо-конституционыый период 1906-1917 гг. причинили себе огромный вред тем, что связали свою судьбу с судьбой определённых левых партий». (Россия и евреи. Сс. 140-152.)
Продолжение: http://enzel.livejournal.com/206871.html.
_________________________________________________________________
*)Во многом эти рассуждения И.О.Левина перекликаются со взглядами Л.П.Карсавина на тот же предмет, опубликованными приблизительно в то же время. Карсавин подчёркивает особую революционную опасность, исходящую от "промежуточного" типа еврея - от одного берега оторвавшегося, а к другому не приставшего.
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments