Сборник «Россия и евреи» завершает статья «Чего же мы добиваемся?» известного общественного деятеля и публициста, врача по образованию, сиониста и кадета, участника Белого движения Д.С.Пасманика: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA,_%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.
Говоря о том, как сама русско-еврейская среда воспринимала свою причастность к большевизму, Д.Пасманик приводит подборку анекдотов из еврейской газеты «Ди Цайт» от 13 апреля 1923 г.:
«Если за столом сидят шесть комиссаров, что под столом? – Двенадцать колен Израиля».
«Чай Высоцкого, сахар Бродского, Россия Троцкого».
«Происходит заседание совнаркома. Вдруг Каменев заявляет, что ему надо спешно уйти. Куда? В синагогу, чтобы совершить молитву поминок об умершем отце (для чего требуется наличие минимум десяти взрослых евреев). Тогда Ленин заявляет: «Для чего уходить? Я выйду и ты можешь совершить свою молитву здесь на месте».
«Еврей присуждён революционным трибуналом к смертной казни. В ужасе он вскрикивает по-еврейски традиционную формулу: «Слушай, Израиль, наш Господь – единый Бог». Весь трибунал инстинктивно встаёт и отвечает: «Да будет благословенно Его Царство во веки веков».
«Что такое трест? – Троцкий разрешил евреям свободную торговлю».
Называя эти анекдоты примером «болезненного еврейского юмора, превосходящего всё, что создано клеветническим рационализмом антисемитов», Д.Пасманик указывает на их причину: «потому что на большевицком экране Каменевы, Зиновьевы, Троцкие, Бриллианты-Сокольниковы, Радеки, Нахамкесы, Ларины и т.д. занимают слишком много места, так что они прикрывают собой не только многотысячную рабоче-матросско-бандитско-коммунистичес
Как и другие авторы сборника, прежде всего И.Бикерман, Д.Пасманик указывает на ненужность и пагубность случившейся революции для русского еврейства: «Кто же может отрицать, что накануне переворота положение русского еврейства было удовлетворительное? <…> А главное, перед еврейством, как перед всей Россией, была открыта широкая дорога к прогрессивной эволюции, обусловленной ростом экономических и культурных сил в стране. Мы убеждены, что если бы можно было организовать свободный плебисцит среди русского еврейства, со включением евреев отпавших от России государств, то огромное большинство на вопрос: «что предпочтительнее – нынешнее состояние, или дореволюционное положение?» ответило бы в пользу второй части альтернативы». (Россия и евреи. Сс. 212-213, 215, 221-222.)