Поскольку ТВ я уже давно не смотрю, газет ещё дольше не читаю, а Интернет редуцирован до узенькой и специфической френд-ленты, остаётся получать информацию из непосредственного опыта, возникающего при соприкосновении с объективной реальностью. За последнее время мною было зафиксировано такое несомненное изменение внешней среды, как снос торговых «малых архитектурных форм», появившихся на тротуарах в течение последних как минимум пятнадцати лет (те, что были раньше, со временем уступили место тем, что сносятся сейчас).
Вот, к примеру, на моём перекрёстке ещё несколько дней назад был такой парный павильон: в левой части «салон связи», в правой же долго была какая-то восточная забегаловка, где предлагали шаурму и всё время орала музыка. Потом, в рамках кампании по соблюдению санитарно-гигиенических норм, правая часть тоже превратилась в «салон связи», конкурент левого. А теперь вот нет ни того, ни другого, на месте конкурентного поля мерзость запустения. И так повсюду, куда хватает глаз: не стало ни «крошек-картошек», ни каких-то блинных, ни круглосуточных лавочек, вроде бы и ненужных, но, стоило им исчезнуть, вдруг обретших некую былую ценность, как и всякая утрата.
Я это к тому, что на глазах что-то происходит, и происходит с несомненным знаком «минус» - назад, в «светлое и счастливое» советское прошлое. Это даже не подведение итогов, а уничтожение следов и примет более чем двадцатилетней эпохи. Эпохи, в начале которой у многих были вполне искренние надежды на появление настоящей, живой и свободной экономики, в основе которой - по поздно прочитанному и наивно понятому Ф.А. фон Хайеку, адаптированному Е.Т.Гайдаром - должно бурлить броуновское движение свободных частных интересов. Постепенно эти иллюзии улетучивались, никуда не ушедший, но лишь приодевшийся и капитализировавшийся совок всё отчётливее диктовал принципы поведения и нормы жизни, но всё же некие материальные атрибуты того, первого, наивно-рыночного порыва сохранялись и, казалось, уже необратимо вросли в обновлённую экономическую ткань. Как оказалось, это только казалось.
Возможно, я чего-то не учитываю, чего-то не знаю, но то, что вижу, имеет совершенно однозначный смысл и является вполне определённым знаком. На этом фоне превращение «нацлидера» в некий модернизированный - время всё-таки идёт - гибрид позднего Брежнева и его сменщика Андропова выглядит вполне органично. Эпоха обретает черты и дух той, что мне не посчастливилось застать и пережить тридцать лет назад, когда один за другим мёрли кремлёвские геронтократы, и никто даже представить не мог, что уже где-то на подходе болтливый человечек с большим пятном на лысине, готовящийся к «разворачиванию процессов». Когда же мы вырвемся из порочного и бесплодного советского круга?
P.S. К ответу на этот вопрос может подвести мой недавний диалог с юзером salery, поводом для которого стали воспоминания кн. А.П.Щербатова о событиях августа 1991 г. в Москве: http://salery.livejournal.com/77500.html?thread=8872380#t8872380.