Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

ХОРОШО СКАЗАНО

Фрагмент из книги А.В.Амфитеатрова, являющий собой пример доброй старой русской журналистики:

«Еще одно слово по поводу суда А. А. Яблоновскаго надъ „жестокимъ словомъ”. Онъ разсуждаетъ: за то, что Зарубежье мало дѣйственно противъ большевиковъ и, въ частности, осталось безотвѣтнымъ на разрушеніе Иверской часовни, Амфитеатровъ обругалъ эмиграцію дрянью. Но въ Россіи тоже мало дѣлается противъ большевиковъ и тамъ народъ тоже остался безотвѣтнымъ на разрушеніе Иверской часовни. Слѣдовательно, и Россія дрянь? Нѣтъ, Россіи дрянью А. А. Яблоновскій ни назвать, ни считать ни въ коемъ случаѣ не согласенъ, что и дѣлаетъ ему честь.

И я тоже не согласенъ. Но А. А. Яблоновскій забываетъ, что никакой Россіи тамъ сейчасъ нѣтъ, а есть препоганѣйшій СССР съ разбойничьимъ правительствомъ отъ третьяго Интернаціонала. И русскаго народа тоже нѣтъ, а есть стадно запуганное населеніе СССР, разбитое на полъ-дюжины фиктивныхъ республикъ.

Россія то была, есть (гдѣ она еще есть) и будетъ не дрянь, но СССР, какъ угодно А. А. Яблоновскому, не только дрянь, но даже мерзость. И населеніе, копошащееся въ этой мерзости безъ протестовъ, отгорожено отъ опредѣленія „дрянью” лишь тонкою стѣнкою „смягчающихъ вину обстоятельствъ”, изъ коихъ первое и главнѣйшее — ежечасный страхъ очутиться у „стѣнки”.

Активныя силы, что здѣсь, что тамъ, въ бореніи противъ Антихристова большевицкаго ига, — это Россія, это Русскій народъ, и предъ ними не то, что шапку долой, но и среди грязи стань на колѣни, да въ ноги, да лбомъ о земь!

Но пассивныя массы, смиренно сживающіяся съ СССР подъ бичами и скорпіонами ГПУ, послушно выдающія Антихристу на пропятіе Христа своего, спокойно претерпѣвшія надругательство надъ Иверскою Божіей Матерью, пріемлющія превращеніе своихъ Лавръ и историческихъ соборовъ въ музеи и школы атеизма, мирно присутствующія при сожженіи на кострахъ своихъ иконъ тысячами, допускающія оскверненіе своихъ святыхъ праздниковъ безстыжимъ скоморошествомъ безбожныхъ гаэровъ-пародистовъ, похабно пляшущія и пьянствующія вокругъ снятыхъ съ звонаренъ колоколовъ, подхалимно отказывающіяся доставлять духовенству почту, — это, конечно, ни Россія, ни Русскій народъ.

Это дрянь, дряннѣе которой уже не найти и не придумать, и, притомъ, дрянь частію оскотѣлая, ибо ей уже нужны только „ярмо съ гремушками да бичъ”, а частію озвѣрѣлая, какъ то явили ея красноармейскіе подвиги въ Трехрѣчьѣ. И на фонѣ этой СССР-ной дряни тѣмъ величавѣе и святѣе обрисовываются тѣ героическіе остатки Россіи, что душу свою полагаютъ за чаемое воскресеніе Ея и безстрашно поливаютъ Ея летаргическое тѣло своею неисчислимо льющеюся свято-жертвенною кровью... Вотъ оно когда сбылось Аввакумово то: „Отдалъ Богъ свѣтлую Россію Сатанѣ, да обагрится она кровью мученическою!”

Россія... Россія... Осторожно надо сейчасъ съ великимъ словомъ этимъ. Оно огромно и объемомъ, и звукомъ, но, когда имъ хотятъ убѣждать только на привычку къ его огромнозвучности, не повѣряя его смысла современностью, я вспоминаю Д. Н. Блудова, знаменитаго политическаго дѣятеля царствованія Александра I и Николая I.

Нѣкто кричалъ въ обществѣ, что Блудовъ „продаетъ Россію”. Блудову сообщили. Онъ спокойно отвѣчалъ:

— Скажите этому сударю, что если бы Россія состояла изъ такихъ мерзавцевъ, какъ онъ, то я ее не только продалъ бы, но отдалъ бы даромъ!

И по этой блудовской логикѣ, я рѣшительно отказываюсь ставить знакъ тождества между Россіей и СССР. Они непроходимо раздѣлены духовно незримою стѣною чертополоха — гуще того, который П. Н. Красновъ въ извѣстной своей утопіи обѣщаетъ со временемъ вырастить между СССР и Европой. За Россію хорошо умереть, а СССР должно стереть съ лица земли. И это будетъ.» (А.В.Амфитетаров. Стена Плача и Стена Нерушиая. Брюссель, 1931. Сс. 120-122.)
Tags: invectiva, идеология, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments