(фрагмент одной дискуссии)
Я для себя разделяю феномен Галковского на две части.
1. Галковский - исторический и политический публицист, анализирующий ситуацию России-сссрф за последние два века.
2. Галковский - все остальное. "Все остальное" для меня не столь важно, хотя и там можно найти много познавательного и ценного, как правило в неожиданно-парадоксальной форме. Но вот первое, думаю, имеет прорывное значение, и едва ли что-либо по силе и убедительности может быть ему противопоставлено. Он создал самую убедительную из наличествующих модель русской истории и русской катастрофы, вписав ее в контекст модели мировой истории как борьбы гегемона с субгегемоном. Тут я бы добавил, что представление о значении этой борьбы - его неоспоримый вклад в понимание политической истории. Значение Галковского в том, что он отбросил навязанную и навязшую в зубах традицию рассмотрения этих вопросов (новой и новейшей русской истории) и взглянул на них совершенно по-новому, под никогда прежде не используемым углом зрения. И увидел ИСТИННЫЙ СМЫСЛ случившегося. В апологии этого смысла он нередко заходит слишком далеко, допускает полемические перехлесты, но это во многом оправдано как метод счищения советской идеологической коросты. Галковский - самый фундаментальный и последовательный разоблачитель и ниспровергатель советской идеологии, которого я знаю. Вот за это ему нужно низко поклониться.
Вопрос о национальностях вообще и о евреях в частности - конечно вторичный. Галковский всегда подчеркивает, что "дело не в евреях". Если угодно, евреи, "цыгане", "метисы" - лишь метафора "советских", т.е. непримиримо-враждебной русскому государству политической субкультуры. Конечно, многим это обидно и неприятно, даже неприемлемо, но в этом вопросе надо встать над чисто этнографическим пониманием, оно тут неуместно. Ведь и "русские" по Галковскому - никакие не славяне, а пестрый этнический конгломерат создателей и носителей европейской русской культуры, строителей и удерживателей русского государства, лояльных подданных и граждан РИ. В том числе тут и этнические евреи - если они стоят на вышеозначенных позициях, т.е., по Галковскому, "культурные", "европеизированные" или, по Карсавину, "ассимилированные", а не "переходные" между традиционным укладом и европейским (вот они-то и были самым опасным и разрушительным материалом, и они-то приняли самое активное участие в "революции" и создании советского режима, став во многом его жертвой, разумеется).
Что касается "инородцев" вообще, то им следовало бы принять эту идеологию полиэтнической русскости, в ней нет ничего отличного от современных идеологий "немецкости" или "французскости". Русский язык, русская культура, лояльность к русскому государству - гражданство. А локально-этничное - по месту жительства, факультативно, но ни в коей мере не в ущерб главенствующему принципу русскости, без которого конструкция не работает, или работает неэффективно, с опасными сбоями, что объективно невыгодно всем составляющим ее элементам.