В приведённых мною недавно фрагментах записок моего деда, относящихся к его учёбе в Московском Университете в 1922-25 гг. (http://enzel.livejournal.com/214687.html), заметна работа внутреннего цензора. Хотя он и пишет о «советизации» и «разгроме» Юридического факультета, делает он это осторожно, как бы sine ira et studio. Когда же он доходит до пресловутой «чистки» 1924 г., то мы не узнаём даже, о чём, собственно, «опрашивала» его Университетская комиссия и чем именно он ей не угодил. Он даёт только понять, что итог был вполне закономерен, и единственное, в чём не повезло - что не удалось быстро восстановиться, в отличие от многих его сокурсников, едва ли сильно отличавшихся от него своим социально-культурным обликом. И это в рукописных, для узкого круга предназначенных записках в единственном экземпляре!
Столь же глухо пишет дед и о событиях куда более важных и драматических – о годах революции и Гражданской войны*). Гимназические занятие шли своим чередом весь 1917 год – разве упала и так неважная дисциплина (см.: http://enzel.livejournal.com/252397.html). О большевицком перевороте нет ни слова (при том, что в городе шли бои с орудийной стрельбой), и только весна 1918 г. предстаёт неким рубежом, после которого жизнь действительно резко меняется: «мы получили на руки наши бальные книжки с годовыми отметками и с заключением о переводе в IV класс – после этого и я, и Митя со своими семьями выехали из Москвы на лето, и наступившая гражданская война, разруха и голод разлучили нас на целых три года, с начала 1918 г. по начало 1921 года».
И далее, без перехода: «Наша семья вернулась в Москву в декабре 1920 года. Москва зимой 20/21 гг. это очень пустынные улицы, со сломанными заборами, длинные очереди около немногочисленных магазинов за солью и фасолью, редко идущие трамваи, и прохожие в каких-нибудь невероятных меховых шапках с ушами, с обязательным мешком за плечами, запряжённые в санки. Дома очень тесно – вся жизнь семьи сосредоточена вокруг железной печки, в которой горят щепки, около которой обогреваются и готовят пищу, тем не менее в комнате всегда холодно. В семье происходит строго нормированная выдача продуктов – хлеб режется тонкими ломтями и распределяется заранее на день».
Вот, собственно, всё о революции и «военном коммунизме». К сожалению, о самом интересном периоде своей биографии дед умолчал, хотя формальный повод для этого имелся: ведь записки посвящены памяти друга, а они на эти три года расстались. Не положив фактов на бумагу, дед тем не менее довольно обстоятельно рассказывал о том, что случилось между весной 18-го и декабрём 20-го года. Были эти рассказы давно, поэтому в моей памяти осталась лишь канва событий, но попытаюсь её восстановить.
Семья деда состояла из 5 человек: отца, матери и трёх детей, двух мальчиков и девочки. Дед был средним по возрасту.
Отец деда С.С.Каринский, 1919 г. (см.: http://enzel.livejournal.com/350169.html)
Дети: Оля, Серёжа и старший брат Андрюша, 1909 г. (см.: https://enzel.livejournal.com/466151.html)
Дед летом 1914 г. во дворе на Маросейке
Жили они в пятикомнатной квартире на Маросейке, 11 (см.: http://enzel.livejournal.com/382182.html). Прадед служил в Московской городской Управе, с 1911 г. занимая там то же место, что до своей смерти занимал его отец – делопроизводителя II отделения (благоустройство города). Так продолжалось до середины ноября 1917 г, когда большевики упразднили Управу. Весной 1918 г. принимается решение об отъезде из Москвы матери с тремя детьми на Восток, в Уфимскую губ., где было хорошо с продовольствием. Глава семьи остаётся в Москве, служа в Московском Народном Банке.
Почему была выбрана Уфимская губ.? Там уже находились сослуживцы прадеда и прабабушки по Управе, звавшие их туда и снявшие для них дом. Дед ещё говорил о кумысе, как об одной из причин: вроде как ехали «на кумыс». Ехали, между прочим, сопровождаемые работником-словаком (или чехом?), из военнопленных, приданным их домохозяйству, с которым прадед договорился об этой услуге (позднее он соединился с чехословацким корпусом). Допустимо и ещё одно объяснение отъезда матери с детьми и неотъезда отца: весной-летом 1918 г. в Москве ожидался противобольшевицкий переворот, и глава семьи, отправив в безопасное место родных, сам остался, рассчитывая на свою возможную востребованность в случае политических перемен.
Ефрейтор Франц Пардуба - фотография на память
Доехав благополучно до Уфимской губ., они жили сначала на ст. Давлеканово, в 100 верстах к юго-западу от Уфы. В это время возник Восточный фронт на Волге и произошло восстание чехословацкого корпуса. Оказавшись отрезанными от Москвы и проведя лето в Давлеканове, они переехали в Уфу, где прожили до весны 1919 г. С занятием Уфы большевиками туда смог приехать из Москвы прадед, получивший от Московского Народного банка, где он тогда служил, командировку в Омск. Затем Уфу заняли войска Колчака и мой дед, будучи местным скаутом, присутствовал на банкете в его честь и слышал его выступление **).
Адм. А.В.Колчак и скаут, 1919 г.
После того, как прадед отбыл в Омск, прабабушка с детьми еще некоторое время жила в Уфе, но вскоре решила ехать за Урал, в Томск, где в это время проживал возглавлявший в 1917 г. Томское губернское акцизное управление ее двоюродный брат кол. сов. Е.В.Красенский (1862-?) - о нём и о его супруге дед в более поздних записях глухо пишет: они выручили нашу семью в очень трудное время.
Е.В.Красенский
Потом из Томска, в коннце лета 1919 г., они перебрались в Омск, куда их вызвал прадед и где они прожили до конца правления адм. Колчака, а потом и до осени 1920 г.
Торговая пл. и Успенский собор в Омске в 1919 г.
Перед занятием Омска большевиками прадед и старший сын Андрей уехали на восток, добрались до Иркутска, откуда вернулись лишь весной 1920 г., остальные члены семьи оставались в Омске. Прабабушка была вынуждена служить в различных конторах, стараясь обеспечить семью, оторванную от своего главы на неопределённый срок. Проведя в Омске лето и осень, семья вернулась в Москву в декабре 1920 г.: сначала уехал прадед, а затем, по его вызову, прабабушка с тремя детьми. Ехали неделю, но по тем временам в неплохих условиях - в двухместном купе.
Сын прабабушкиного кузена, т.е. троюродный брат деда, В.Е.Красенский (см.: http://enzel.livejournal.com/423925.html), мобилизованный в армию Колчака, был взят в плен красными и содержался в заключении в лагере под Омском, мой же дед навещал его, принося передачи. Вот как он это описывал в своих поздних мемуарах:
Для лучшего уяснения всех семейных обстоятельств следует учесть, что родной брат прадеда Н.С.Каринский (1873-1948) был довольно заметной фигурой ещё во времена Временного правительства, а позднее – в Белом движении на Юге России. Он, как оказалось, навсегда покинул Москву той же весной 1918 г. Т.е. мой прадед с семьей находился в Омске с Колчаком (в армии которого служил двоюродный брат деда Е.Н.Каринский), а его родной брат с сыном Львом – на Юге и в Крыму, откуда они эвакуировались в Константинополь в ноябре 1920 г. На Юге находился и родной брат прабабушки Д.С.Красенский, а в составе ВСЮР служил её родной племянник М.С.Красенский (http://enzel.livejournal.com/441474.html). Можно только гадать, строились ли какие-то планы отъезда из России - сейчас уже ничего определённо сказать нельзя, записки об этом молчат. С другой стороны, двоюродным дядей деда (по матери) был известный меньшевик, член первой редколлегии Искры А.Н.Потресов (1869-1934). Вот он-то вполне официально покинул СССР, получив в конце 1924 г. разрешение «выехать на лечение» (стандартная тогда формула). Перед отъездом дед с матерью его навещали (http://enzel.livejournal.com/221977.html). Но всё это осталось за рамками дедовой записи 1932 г.
(Вот тут ещё немного о деде, относящееся к более позднему времени, каким уже я его застал и запомнил: https://enzel.livejournal.com/203320.html)
_______________
*) Однако в писавшихся незадолго до смерти мемуарах, обнаруженных лишь в начале 2021 г., есть фрагмент о революционных событиях в Москве:
**) Фрагмент об этом из тех же поздних мемуаров:
"В Уфу приезжает Колчак, городская управа устраивает банкет. Приглашаются и скауты, для его обрамления. Я, стоя в карауле, могу слышать и видеть кое-что из происходящего. Я слышу выступление Колчака, он говорит, что на его плечи возложен тяжелый крест. Что он не стремился к власти, но создалось такое положение, при котором ему пришлось взять на себя решение тяжелой задачи. Я вижу его плохо, издалека. Он производит впечатление измученного человека, несущего непосильную ношу".