Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
НЕМНОГО РЕТРОСОЦИОЛОГИИ

«Годы» В.В.Шульгина, несмотря на их подцензурность, всё-таки чрезвычайно интересное чтение, ценное, в частности, описаниями Великой войны – ведь Шульгин, член Думы, отправился на войну добровольцем, поступил прапорщиком в пехотный полк и в первом же сражении был ранен. После этого, по приказу ген. Р.Дмитриева, он уже служил по санитарной части, как и многие другие члены обеих палат и общественники. В его отряде «исполняли свои обязанности и два молодых человека лет шестнадцати, аристократического происхождения, пажи. Это были сыновья Петра Николаевича Балашёва и профессора Чубинского...

- Когда же, Василий Витальевич, мы будем выносить раненых их окопов?

Это была их обязанность, они для этого и приехали, надоевши родителям так, что их отдали мне в отряд».

П.Н.Балашёв – богатый и знатный землевладелец, лидер думской фракции русских националистов и председатель партии «Всероссийский национальный союз».

«Цензовики» ехали на войну, хотели принять в ней участие, разделить её бремя с теми, кто был призван в армию и не имел никакого выбора. Можно, конечно, усматривать в этом «политику», но даже если там и была политика, то весьма высокого разбора, выступающая в виде конкретных и полезных дел, творимых самими же их инициаторами за собственный счёт. Но главное, конечно, был искренний патриотический порыв, сознание долга принять участие в великом общем деле.

Чрезвычайно трудно спроецировать эту ситуацию на день сегодняшний, представить нынешних политических фигурантов в аналогичной ситуации. Сейчас бы точно заговорили о «пиаре» - иного объяснения нынешний цинизм не признаёт. Но чтобы какие-то шестнадцатилетние, пестуемые и охраняемые отпрыски стали бы надоедать родителям требованиями отпустить их на войну, чтобы выносить раненых из окопов? И чтобы родители наконец сдались и отпустили их?! Как-то совсем не могу себе этого представить.

Конечно, дело в том, что давно не стало всего того слоя, для которого подобные устремления и действия были в порядке вещей и не вызывали ни малейшего удивления. Это, вообще говоря, и есть благородство происхождения и воспитания. Практический результат его может быть всякий, но речь не о результате, а о поведенческой установке, её естественности, нормальности внутри определённой социальной группы. Нет группы – нет установки, как нет и самой ситуации в её естественности, т.е. не о чем говорить, «другой мир».
Tags: moralite, rossica vs. sovietica, история, литература, социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments