Top.Mail.Ru
? ?
НЕСЛУЧАЙНЫЕ ФРАГМЕНТЫ [entries|archive|friends|userinfo]
Сергей Сергеевич Каринский

[ website | Родословное древо Каринских, Красенских, Палицыных и др. ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Jul. 10th, 2013|06:36 pm]
Сергей Сергеевич Каринский
[Tags|, , ]

А.ЗУБОВ. ПОСЛЕКОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЕ: РАЗРУШЕНИЕ «НОВОГО ЧЕЛОВЕКА»

«За двадцать лет в России так и не сложились ни свободная рыночная экономика, ни демократическая государственность, ни ответственное гражданское общество, ни бесцензурные средства массовой информации. Тело основателя коммунистического режима В.И.Ленина так и лежит в мавзолее на Красной площади, его статуи и статуи его приспешников продолжают оставаться главным украшением всех городов и посёлков страны, а их имена доминируют в национальной топонимике. Хотя никакого контрреволюционного переворота, никакого очевидного коммунистического реванша за эти двадцать лет не было, советскость постепенно, шаг за шагом восстанавливала свои, казалось бы, утраченные в 1991 г. позиции. В 1996 г. её было в государственной и общественной жизни существенно больше, чем в 1992 г., в 2004 г. больше, чем в 1996 г., в 2011 г. больше, чем в 2004 г. Выбраться из-под бетонных глыб нам пока так и не удалось».

«Мне кажется, что тогда, в начале 1990-х гг. никто не понимал, до какой степени преуспели большевики в осуществлении своей главной цели – в создании советского человека, человека нового типа, ещё невиданного в мировой истории».

«Там же, где коммунистическая диктатура продолжалась семь десятилетий, там, где она прошла свою первую, наиболее жестокую и разрушительную фазу в 1920-1930-е гг., восстановление обычного homo sapiens из homo soveticus оказалось очень тяжёлым, долгим, и до сих пор неясно, решаемым ли в принципе делом».

«Рвами, в которые были сброшены трупы миллионов страдальцев, большевики надёжно отделили от дореволюционного прошлого советского человека. Никто почти в России не помыслил в 1991 г. о правопреемстве с докоммунистическим государством, о реституции собственнических прав, нарушенных большевицкими "национализациями", об автоматическом восстановлении в гражданстве РФ потомков русских беженцев и изгнанников 1920-1940-х гг., как это сделали все освободившиеся от коммунизма страны восточной части Европы. Мы решили строить Россию заново, там, где нужно, опираясь на советское основание, но совершенно игнорируя в государственном строительстве досоветское прошлое нашей страны. Так мы отказались от исторического "транзита", который стал raison d'etre государственного строительства и надёжным мерилом и средством социальной регенерации в Восточной Европе.

Утрата исторической памяти, забвение своих корней при отсутствии каких-либо формальных барьеров между советским и послесоветским, при полном отсутствии альтернативной несоветской элиты в самой России и при восприятии русских эмигрантов как чужих, "не наших" людей <...> - всё это не оставило альтернативы послесоветскому обществу. Оно как было, так и осталось конгломератом новых "советских" людей...»

«Можно с большой уверенностью сказать, что человек, сформированный семью десятилетиями советского режима, организовать себе достойную жизнь на пространствах России не сможет. Тому есть несколько причин.

Во-первых, достойную жизнь люди организуют себе только сами.<…> Неуклонное повышение уровня авторитарности российской власти, и центральной, и местной, за прошедшие два десятилетия – прямое следствие неумения общества эту власть создать, ограничить и подчинить своим интересам.

Во-вторых, нам непонятен принцип политической субсидиарности, когда вышестоящая власть решает только те вопросы нижестоящих инстанций, которые они сами из-за недостаточной компетентности, правомочности или ограниченности средств решить не могут. У нас нижестоящая инстанция в любом вопросе спрашивает дозволения инстанции вышестоящей, и так до самого верха, до первого лица, всё время прибегающего к «ручному управлению» даже мелкими местными вопросами. <…>

В-третьих, и это глубинная причина неумения общества подчинить власть своим целям и интересам, в русском обществе утрачено чувство солидарности. Солидарность зиждется на двух принципах – общности положительных нравственных ценностей и доверии людей друг к другу. <…> После краха коммунистической диктатуры бывшие советские люди не сумели найти общий язык друг с другом, сформировать снизу широкие общественные движения, экономические, в том числе и профессиональные объединения. И партии, и профсоюзы, и союзы предпринимателей большей частью создаются сверху, всё той же верховной властью и всё так же вненравственно, как в своё время строились КПСС, ВЛКСМ.

В-четвёртых, независимая от власти социальная общность в какой-то степени могла бы восстановиться при решении общих проблем собственников имуществ, приносящих доход. Но таких собственников в России практически не возникло, так как собственность фактически распределилась властью «среди своих» во время фикции ваучерной приватизации 1992-1993 гг. и фиктивных же залоговых аукционов 1996-1998 гг., а потом только перераспределялась. Слой независимых достаточных собственников, имеющих вполне законную собственность и доходы, отсутствует в России после революции и Гражданской войны 1917-1922 гг. <…> Хотя экономические отношения в русском обществе принципиально изменились с советского времени, они не привели к формированию независимого от власти достаточного субъекта политической и общественной жизни».

«В сущности, новый, созданный во времена Ленина, Сталина и Бухарина советский человек продолжает определять жизнь послекоммунистической России. По-другому в нашей стране ни управлять, ни жить не умеют, да и учиться жить по-новому те, кто сформировались ещё в закрытой тоталитарной стране, большей частью не желают. А именно эти люди управляют Россией...

Но воспроизводится ли homo soveticus в новых поколениях? Думаю, что воспроизводство имеет место, но на фоне постепенного затухания советской традиции. В каждом новом поколении русских людей советского человека становится меньше, он разрушается. Главными причинами постепенного, хотя, надо признаться, довольно медленного разрушения homo soveticus можно назвать следующие:

1) отсутствие прямого опыта жизни в условиях советской тоталитарной системы;
2) отказ от насильственной атеизации, умное религиозное возрождение (там, где оно есть – С.К.)
3) массовые контакты и опыт жизни во внешнем мире (сейчас 4 млн. граждан России имеют постоянный вид на жительство в странах ЕС, США, Канаде и т.д. За 2008-2010 гг. из России заграницу на ПМЖ выехало 1,25 млн. граждан нашей страны);
4) новая гиперинформационная ситуация, Интернет и т.д.»

«Русское общество, на мой взгляд, стоит посередине между обществами посткоммунистической Восточной Европы и Арабским миром. У нас есть пусть и слабые из-за страшного тоталитарного семидесятилетия, но внутренние источники транзита – наша русская жизнь 1860-1910 гг., белое движение и сообщество русской эмиграции – русское зарубежье. <…> Но ослабленность этого источника транзита компенсируется возможностями транзита арабского типа – опыт жизни на западе, Интернет и умное религиозное возрождение.

Два десятилетия гражданской (не политической!) свободы медленно возвращают русских людей из состояния нового советского человека в его естественное видовое состояние homo sapiens. Что произойдёт быстрее – восстановление сообщества нормальных людей, которые сумеют создать достойную их новую политическую систему России, или разрушение старой политической системы homo soveticus под гнётом ей свойственных пороков с образованием столь опасного политического вакуума на пространствах северной Евразии – этот вопрос пока приходится оставить без ответа». (Цит. ист. Сс. 22-36.- http://msps.su/interview/7574)
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: bvv73
2013-07-10 03:57 pm (UTC)
Согласно теории Зиновьева, советчина есть порождение коммунальности - или говоря иначе результат безраздельного доминирования государственности в жизни общества. Следовательно, разрушение советчины непосредственно связано с расширением сферы деловой активности, частного предпринимательства и делового аспекта в жизни общества в целом. Деловой аспект и его антикоммунальные принципы формируют в обществе конкурентную среду, нацеленную на позитивный отбор человеческого материала. Однако в условиях ресурсодобывающей экономики и паразитирующей на ней диктатуры от таком повышении деловой активности и конкурентоспособности остается лишь мечтать.

Edited at 2013-07-10 03:58 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-07-10 04:13 pm (UTC)
Конечно, советчина разрушается через свободу и конкуренцию. Однако для этого сначала требуется убрать некие препятствия, главным из которых является советский правящий слой и его методы управления. Понятно, что все эти статьи писались респектабельными и законопослушными людьми, поэтому в них неизбежны умолчания и недоговорённости, на что требуется делать поправку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2013-07-10 04:47 pm (UTC)
Автор текста в большей степени говорит о себе самом, чем об окружающей реальности. Всё как-то у него само так получается, и собственность сама "как надо" распределяется, и партии "сами" только сверху создаются и самоуправление "само" ждёт указания инстанций сверху. Удобная позиция. И вывод, как всегда по-совецки однозначный - народец дрянь.

Скучно всё это читать в 21 веке. И неприятно. Уж наши люди столько вынесли и продолжают как-то расти и к чему-то стремиться. Зубов бы так же страстно разоблачал бы сплочённые структуры управления, которые людям "Выбраться из-под бетонных глыб нам пока так и не удалось". Так от этих структур же жалование платят, глядишь ещё не угодишь куратору. Поэтому можно тонкий слой номенклатурной грязи намазывать на весь русский народ. Служба такая.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-07-10 04:57 pm (UTC)
А как обстоит "на самом деле"? Боюсь, что ещё менее приглядная картина получится для "наших людей" :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2013-07-10 05:15 pm (UTC)
Люди разные. Народ полон всего чего ни попадя. То как его сейчас ранжируют не даёт права обществоведам делать свои дерьмовые выводы. Пусть расскажут вначале о моральном облике, происхождении, деятельности своих работодателей, потом о себе и своих коллегах. А уж потом мы их заслушаем о "советском человеке вообще". Если им потом будет что сказать после этого.

А то у всех этих "историков" из биографии гуглится только "родился в России". Угу, отпочковался вегетативно. Усё ясно:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-07-10 05:36 pm (UTC)
Да в какой там "России"! Шестеро из десяти авторов родились в СССР, это же всё немолодые люди :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2013-07-10 05:45 pm (UTC)
да, трудно совецким "историкам" с галковскоманами:)) хоть некоторые из них и бывшие, эх.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: konstanzer
2013-07-11 07:18 am (UTC)
Это временное состояние, кавказская орда, обосновавшаяся в русских городах и весях, прикладывает сейчас титанические усилия к национальному пробуждению русского народа, к поискам ответов на вопросы кто такие русские и откуда :). Ведь если все в истории имеет свой смысл, то смысл существования этой уголовной банды именно в этом. Такого положения вещей не было бы, будь у русских сильно нац. самосознание, но поскольку его нет (было задавлено в совке), то нужны такие вот недолюди, чтобы его пробудить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2013-07-11 09:11 am (UTC)
та бросьте вы эти глупости. Из русских дешёвым пафосом пытаются вылупить очередную боевую единицу под насущные евронужды. Ваше бубнение опоздало ровно на сто лет. В 1913 это было нужно русским, не успели, не смогли, а в 2013 это уже не смешно.

Если, конечно, вы не по работе:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: konstanzer
2013-07-11 09:26 am (UTC)
Нас пытаются разъединить? Но мы и так максимально разъединены, что общего между русскими и кавказцами? Кавказцы утверждают, что общего много, но это из чисто меркантильных соображений.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: konstanzer
2013-07-11 11:19 am (UTC)
"Если, конечно, вы не по работе:)"
Ach ja, und ich bin beim deutschen BND angestellt ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2013-07-10 06:10 pm (UTC)
Да, касаемо "глыб", это ведь он Исаича так аллюзивно цитирует. Он вообще был в его кругу, но потом вышел скандал с участием мадам, а потом старец умер.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2013-07-11 04:59 am (UTC)
точно. Сколько тут самодовольства. "Тонко проехался":)
(Reply) (Parent) (Thread)