Сегодня маститому историку исполняется 90 лет, что мы и отмечаем пересказом его статьи в сборнике «Россия на рубеже веков». Впрочем, слово «пересказ» тут не совсем уместно, ибо транслировать его излюбленные русофобские штампы, составляющие основную часть статьи, я не намерен. Это всё те же «роль православия», «огромные размеры», отрицание существования советского человека, вообще неразличение русского и советского – т.е. на свой, пайпсовский, лад то же самое «единство российской истории», только в отличие от принятого в РФ взгляда, с обратным знаком: негативное советское как продолжение негативного русского, довлеющий груз "проклятого русского прошлого". Однако в конце статьи Пайпс всё же формулируют мысли, хотя и довольно банальные, но вполне приемлемые, во всяком случае, могущие быть учтёнными.
«...главным нерешённым вопросом России остаётся политическая проблема, а именно: невозможность сформировать эффективное правительство, которое в сотрудничестве с народом было бы способно создать стабильный и подчиняющийся законам политический режим. На сегодняшний день Российская Федерация представляет собой недемократическую республику, в которой не соблюдаются права человека, правительство контролирует бОльшую часть средств массовой информации, а критикующие правительство нередко оказываются жертвами политических убийств. Мне кажется, что для выхода из этой ситуации Россия должна изменить самосознание и ожидания своего 140-миллионного населения. Такая задача может быть решена только при упорном усилии сверху через образовательную систему и средства массовой информации. России нужен новый Пётр I – дальновидный глава государства, который будет настойчиво проводить мысль о том, что Россия – европейская страна и часть европейского сообщества (каковой она бесспорно является благодаря своему происхождению, религии и языку). Будучи таковой, Россия должна разделять европейские ценности. Пётр I пытался сделать европейцами лишь узкий круг аристократической элиты – дворянство (довольно странное для профессионально русиста отождествление – С.К.), но сегодня этого недостаточно. Ощущать себя европейцами должны массы. Пока у власти находятся люди, подобные Медведеву или Путину, такая задача невыполнима в силу двойственности видения ими места России в мире (намёк на идеологему «осаждённой врагами крепости» - С.К.). К тому же у них ощущается пренебрежение к европейской культуре в целом. Такое изменение массового сознания под силу осуществить только крупной исторической фигуре, одной из тех, что появляются время от времени и меняют ход истории.
Какая же задача встанет перед новым главой государства?
Во-первых, ему придётся убедить русских в том, что они единая нация, разделяющая одни и те же победы и поражения, что они ответственны друг за друга, а не только каждый за себя. <…>
Вторая задача естественным образом связана с первой и состоит в следующем: русские должны утвердиться в мысли, что правительство является народным слугой. Правительство не должно быть «грозным», но, напротив, честным и справедливым, прислушивающимся к своему народу и исполняющим законы наравне с ним. <…>
В-третьих, должна быть установлена неприкосновенность частной собственности. <…> Соблюдение неприкосновенности частной собственности жизненно важно хотя бы потому, что оно ограничивает власть. Власть, подобная советской, является собственником всего в государстве и полностью независима от своих граждан. И напротив, получая от своих граждан деньги, поступающие в виде налогов, власть становится зависимой от них и тем самым вынуждена учитывать их мнение. <…>
В-четвёртых, это вопрос закона. <…> Понимание закона как средства контроля над народом, но не над правительством прочно укоренилось в русском (читай «советском» - С.К.) сознании и влечёт за собой пренебрежение к духу закона как таковому. Потребуется недюжинное усилие, чтобы преодолеть это настроение. <…>
Альтернатива этому пути – пребывающая в изоляции, несмотря на свои громадные размеры, Россия, которая, балансируя на грани цивилизованного мира и самообольщаясь званием великой державы, в действительности будет становиться всё менее значимой». (Цит. ист. Сс. 37-47.- http://msps.su/article/7958)