Ув. Philtrius недавно сформулировал проблему так: «Поскольку СССР не хочетъ уходить, а Россiя — возстанавливаться, я не могу сказать, что мнѣ такъ дороги учрежденiя нынѣшней РФ. Вернется Россiя — возстановимъ и Императорскую Академiю наукъ, а не вернется — РАН не нужна. Я не знаю, какая форма сейчасъ была бы оптимальна въ сложившихся условiяхъ (написалъ «идеальна» и стеръ) для организацiи науки въ этой странѣ. Могу только сказать, что бюрократическая отмычка — какъ и въ образованiи — не сработаетъ. А потому противъ реформъ въ бюрократическомъ духѣ бороться нужно все равно со всей энергiей.» - http://philtrius.livejournal.com/901881.html.
С одной стороны, варварство оно и есть варварство, уничтожение высшего низшим всегда – регресс и позор. Но началось-то это уничтожение, причём буквальное, физическое, с самого начала большевицкой власти. И если Академию, уже понёсшую тяжкий урон, придавленную и униженную (новый устав, уже "АН СССР", подчинение "наркомпросу" в 1925 г.), ещё как-то «терпели», то только до определённого момента в конце 1920-х, после чего и «терпеть» перестали («Академическое дело» 1929 г. и последующие репрессии). Сама же Академия научилась бояться и слушаться советских хозяев, что шло параллельно с соответствующими изменениями её состава и статуса. Советский перелом был окончательно зафиксирован переездом Академии в Москву в 1934 г. В конце концов из независимой, почётной и авторитетной корпорации учёных мужей она превратилось в бюрократическую «организацию советских учёных», в каковом качестве и досуществовала вплоть до наших дней. Теперь и оно не нужно, лишне. Но есть ли это конец детища Петрова, учреждённого в 1724 г.? Уже нет. Конец того был много раньше, между 1917 и 1934 гг., - finita l’academia sovietica.
Сам я "прослужил" в академических институтах в общей сложности лет восемь: в 1984-87 гг. в Институте социологических исследований и в 1991-96 гг. в Институте географии. И тот, и другой были типичными затхлыми советскими учреждениями, в которых, однако, можно было найти себе нишу более-менее по душе и либо что-то действительно делать, либо деятельность имитировать. Во второй период не требовалась даже имитация - что соответствовало имитации жалованья. Как некие клубы-убежища для советской интеллигенции они имели своё оправдание, но, видимо, исчерпали его в 1990-е. Я - за компактные и престижные академии в стиле Института Франции и за университетскую науку, в которой участвует и государство. Иначе говоря, чтобы была Русская Академия на 40-50 "бессмертных" и Российская Академия Наук, преемственная и в общем аналогичная Императорской. И некоторое, небольшое, количество фундаментальных исследовательских центров. Всё же остальное - университеты и частные институты.
Теперь немного по поводу "борьбы". Нынешняя акция - лишь одно из частных проявлений системного явления, имя которому РФ. Бороться со следствиями бессмысленно. А причина, что упразднения Академии, что насаждения шарлатанских псевдоакадемий, что установки памятников абаям-кадыровым, что полётов среди аистов этаким восточным халифом - одна и та же: азиатское по своей чекистско-чеченской сути государство РФ. Вот с чем надо бороться, вот что надо упразднять и заменять европейской Россией. А всё остальное - приложится.