Мосгордума начала какое-то новое шебуршение по поводу то ли реставрации, то ли возвращения на прежнее место памятника Ф.Э.Дзержинскому, первому председателю ВЧК и одной из ключевых фигур раннебольшевицкого режима. Напомню, что его низвержение, точнее, отрывание от пьедестала при помощи крана было едва ли не кульминацией событий 19-21-го августа 1991 г., получившей не прижившееся название «августовской революции». Тогда наряду с «железным» демонтировали ещё памятник Я.М.Свердлову на Воскресенской/Революции пл. и что-то ещё. Позднее в Кремле был демонтирован тамошний памятник В.И.Ульянову/Ленину. На этом по большому счёту «революция» завершилась. Уже на следующий день специальный отряд под предводительством некоего В.Боксера взял под защиту прочие советские памятники, оберегая их от народного «самосуда». Но никаких решительных и настойчивых стремлений убирать всех этих лениных «революционный народ» не выказал ни тогда, ни в дальнейшем.
Инициативы по возращению памятника Дзержинскому возникали и прежде. То ли это зондаж общественного мнения, то ли подхалимаж перед «нацлидером», то ли и впрямь выражение истинного почитания «палача с золотым сердцем». Может быть, всего понемногу. Дело-то не в этом. Удивительно, что при всей очевидной реставрации совка, идущей уже лет десять полным ходом, этого всё ещё не случилось. Ведь это была бы лишь такая железная вишенка на пышном, хоть и бутафорском, советском торте. Возможно всё-таки, что символика его низвержения ещё не полный ноль, а главное, есть и боязнь мирового резонанса от слишком очевидного и одиозного реставраторского жеста. Так что, может быть и на этот раз пронесёт.
А если восстановление всё-таки состоится, то логика в том будет самая железная. Советский режим не только не был сломан, но и нанесённый ему урон был по сути дела косметическим. Такая структура как ЧКГБ должна быть полностью ликвидирована, вплоть до уничтожения её главного символа – здания на Лубянской пл. Но это возможно лишь в рамках действительного освобождения от совка и восстановления России. Собственно, самый этот акт, наряду с некоторыми другими (уничтожение зиккурата, демонтаж пентаграмм) и будет означать, что это произошло – на знаковом уровне. Пока же этого нет и в обозримое время не предвидится, то пусть себе играют в своих железных солдатиков – это ничего по сути не изменит, но только ещё более явно - куда уж больше! - подчеркнёт историко-идеологическую и институциональную природу режима, выставит на свет его "святыни". Совок-2 стремится к максимальной имитации совка-1, и было бы крайне странно, если при этом наблюдались бы такие парадоксальные исключения.