Он был не настолько сложен, как может показаться. Скорее – запутан и запущен. И ответственность за такое его состояние лежала всецело на самом Русском Государстве. В самом деле, если Россия мыслила себя государством христианским, чуждым духа секулярности, но напротив, ставившим вероисповедный принцип во главу угла во всех сферах жизни, то как же надо было решать вопрос нахождения внутри Империи миллионов не просто нехристиан, но убеждённых противо-, антихристиан? Ограничить их в правах? Это всегда плохое решение, и, прежде всего потому, что у каждого правила всегда находится исключение. Если «от врагов Христовых не желаю интересной прибыли» (Императрица Елизавета), то какие тогда могут быть послабления для наиболее богатых и образованных? А они ведь были совершенно официально, причём система этих исключений всё время пересматривалась и, в общем, имела тенденцию к расширению. Не говоря уж о том, что запреты это всегда благоприятная среда для коррупции, примеров чему в сфере еврейских ограничений – великое множество.
Какой мог быть выход из этой ситуации? Очевидно, что принципиальных выходов могло быть два.
1. Выход в рамках традиционного государства. Россия, оставаясь христианской Империей, должна была поступить следующим образом. «Итак, господа евреи, вот вам срок в десять лет. По его истечении в границах Империи не должно оставаться ни одного приверженца Моисеева Закона. Желающие быть в христианской вере переходят в неё и полностью уравниваются в правах, все прочие – покидают пределы государства. Наименее достаточным правительство окажет помощь единовременным и безвозмездным предоставлением известной суммы подъёмных. Также Российское Государство берёт на себя обеспечение гарантий принятия евреев в свои пределы иностранными державами. По истечении десятилетнего срока всякие попытки исповедания Моисеева Закона, равно как распространения основанной на нём литературы будут пресекаться в соответствии с надлежащими статьями Уголовного Уложения». Наиболее возможным для осуществления такого проекта был период между наполеоновскими войнами и Крымской войной, сорокалетие максимального мирового статуса Империи.
2. Выход в рамках секулярного государства. Для этого России прежде всего необходимо было таковым государством стать, чего не произошло до самого её конца. Но, если бы был провозглашён принцип отделения государства от церкви, а приверженность тому или иному вероисповеданию была бы объявлена частным делом всякого подданного и подлежащей государственному контролю в той только мере, что и все прочие частные человеческие отправления, т.е. в порядке реагирования на состоявшееся нарушение той или иной нормы закона, то тогда и «еврейский вопрос», точно так же как и все прочие «вопросы», связанные с вероисповедной обособленностью, отпал бы сам собой. "Будьте только законопослушны, а какому богу и как молиться – решайте сами". Но до такой стадии развития своего государственного устройства Россия дойти так и не успела, почему и решения в данном ключе оказались невозможны.
В результате создалось и поддерживалось двусмысленное и нездоровое положение, питавшее недовольство прежде всего со стороны самих евреев, вполне справедливо видевших себя ущемлёнными в правах, но не получавших со стороны государства предложений действительного разрешения застарелой проблемы. В конце концов, и во многом благодаря революционной активности самих же евреев, произошла революция, давшая им равноправие, но одновременно положившая конец России. Дальше «еврейский вопрос», правда, в совершенно ином виде, стал заметным элементом советской реальности (строго говоря, это был уже совсем другой, «советско-еврейский вопрос»). Но это, как говорится, уже совсем другая история.
P.S. На ту же тему почти 6 лет назад: http://enzel.livejournal.com/34291.html