В 2004 г. в издательстве «Русский путь» совместно с «Ymca-Press» вышел увесистый синий том под названием «Дневник политика», куда вошли немногим менее полутысячи статей, написанных и напечатанных П.Б.Струве в течение 1925-1935 гг. в различных, как тогда ещё говорили, повременных изданиях Русского Зарубежья, но главным образом в редактируемых им газетах «Возрождение» и «Россия и славянство».
П.Б.Струве (1870-1944) проделал большую эволюцию как политик – от «легального марксизма» и знакомства с В.И.Ульяновым (Лениным) в 1890-х годах до роли одного из активных участников Белого движения, сподвижника бар. П.Н.Врангеля, организатора Зарубежного съезда 1926 г., защитника идеи русского великодержавия, монархиста и либерального консерватора. Его печатная полемика с другим столпом русской эмиграции, редактором «Последних новостей» П.Н.Милюковым, определяла содержание идеологии Русского Зарубежья в самый политически активный период его существования.
К характеристике взглядов П.Б.Струве и его высказываниям мы будем ещё не раз возвращаться по мере продвижения по «Дневнику политика». Сегодня – выдержки из письма из Внутренней России (ещё одно тогдашнее выражение), полученного редакцией «Возрождения» и напечатанного на его страницах с комментариями гл. редактора 18 августа 1925 г.
«В общем, в России положение чрезвычайно тягостное. Само слово «Россия» изгнано из обихода. Морально положение невыразимо хуже, чем когда бы то ни было. Основной принцип политики – русофобство, и это не скрывается. Население терроризировано. Остатки интеллигенции вынуждены к молчанию. Часть интеллигенции не только служит у большевиков, что естественно, но и прислуживается к большевикам. Одно общее желание, чтобы был какой-нибудь законный modus vivendi, а не только революционное усмотрение. Ненависть к большевикам огромная, но и только. Пассивность же огромная. <…>
Общий вывод для нас, проживших все годы революции в России: страна не прежняя, все люди изменились. Население более зрело, чем раньше. Оно не хочет большевиков, но оно не хочет и старого порядка. Старые формулы ему не нужны. Оно добивается, - конечно, пассивно – своего правопорядка, и из всего переживаемого и пережитого, действительно, вылезет что-то новое. Для нас, оставшихся, одно важно: поскольку это возможно, поддерживать национальное самосознание – оно у русских людей приходит в последнюю очередь, и с ним борется советское правительство и разные народности, на которые это правительство опирается... При этих условиях жить и работать тяжко и единственное, что возможно, это – воспитание и поддержка национального духа.<…> Один ещё, пожалуй, пункт: это – ужасное воспитание и попытка отрыва детей от родителей и старание не допустить «буржуазных» детей ни к какому учению».
П.Струве так резюмирует содержание письма: «Письмо это есть единичное свидетельское показание, субъективное, как все такие показания. Но в нём есть элементы, имеющие общее и объективное значение. Эти элементы суть – утверждение национализма, во-первых, и «буржуазного строя», основанного на собственности, во-вторых, т.е. именно утверждение идей «отечества» и «собственности». (П.Б.Струве. Дневник политика. М., 2004. Сс. 50-51.)