В последнее время, с тяжёлой руки Ю.Латыниной, тема избирательных цензов стала активно обсуждаться в политизированной части интернет-сообщества. Поскольку вопрос этот действительно важен, стоит в него вникнуть.
Что такое избирательный ценз? Это условие, ограничивающее активное и пассивное избирательное право. Для чего он нужен? В общем, для того, чтобы дать преимущества в избирательном процессе людям более дееспособным, образованным, ответственным и законопослушным, иначе говоря, полноценным гражданам, и отсечь или ограничить в правах тех, кто не соответствует критериям полноценной гражданственности.
Идея ценза соответствует представлениям идеологов русского возрождения о путях восстановления России после её выхода из большевицкого пленения. Так, П.Струве говорил о критерии «годности», И.Ильин – о «ранге» и «отборе». Да, ценз это отбор лучших, годных, т.е. положительный отбор, призванный компенсировать длительную отрицательную (в любом случае – не нормальную) селекцию, положенную в основу большевизма и всей советской системы жизни. В условиях посткоммунистической социальной деградации и деформации нужны специальные меры для того, чтобы осмысленно, правильно структурировать атомизированное желе «советского народа», нужна целенаправленная игра на повышение, стимулирование здоровых процессов вертикальной мобильности и стратификации. И в этом отношении идею ценза можно только приветствовать, она уместна и разумна. Но помимо «идеи» есть ещё и конкретика, в которой, как известно, и скрывается дьявол.
Каковы же те основания, которые могут быть положены в основу избирательных ограничений? Перечислим всё то, что в принципе может быть использовано.
1. Возраст
2. Пол
3. Национальность
4. Вероисповедание
5. Политическая/служебная деятельность и убеждения
6. Имущество (состояние, доход)
7. Оседлость
8. Образование
9. Законопослушность
10. Дееспособность
Остановимся на каждом из этих пунктов.
1. Возрастные ограничения. Мне представляется, что они нужны и оправданны. Активным избирательным правом стоит наделять уже достаточно сложившихся людей, имеющих некоторый опыт самостоятельной взрослой жизни. Думаю, что таким рубежом является как минимум 20-летие. С другой стороны, имеет смысл ввести ограничения и по старости. Люди, достигшие 80-летия, уже не могут рассматриваться как активные участники общественной жизни, их взгляды не должны слишком влиять на принятие политических решений. Возможно, что сначала вводится понижающий коэффициент, а по достижения 85 или 90 лет – полное выбывание из сообщества избирателей.
2. Ограничения по полу не представляются обоснованными.
3-4. Что касается национальных и конфессиональных ограничений, то они едва ли допустимы в гражданском обществе. Если мы не хотим, чтобы люди иной веры и/или национальности имели такие же, как у нас, права, то разумнее как-то с ними размежеваться, а не вводить дискриминирующие нормы по этим основаниям.
5. Ограничения на основании прошлой политической/служебной деятельности и убеждений – это важнейший инструмент социально-политической нормализации в наших условиях. Речь идёт о люстрациях или проскрипциях, т.е. о поражении в политических правах (пожизненных или временных) лиц, занимавших посты в структурах, признанных преступными и потому запрещённых. У нас речь должна идти в первую очередь о сотрудниках различных подразделений тайной полиции (производных от КГБ), об иных категориях ответственных чиновников и функционеров, обслуживавших власть, о лицах, относившихся к советской номенклатуре и продолжавших активную деятельность во властных структурах РФ. Отдельно следует подчеркнуть необходимость запрета партий и организаций коммунистической направленности, а также пропаганды коммунистических идей и апологии советского строя. Вполне достаточно будет лишить избирательных прав аппарат этих организации. Данная группа ограничений избирательных прав является самой главной, без их осуществления говорить о прочих ограничениях бессмысленно: всё остальное – лишь дополнение к главному и существует на его фоне, уже по отсечении рассматриваемого контингента от всего массива избирателей.
6. Имущественные ограничения. Думаю, что они сами по себе не могут рассматриваться сейчас как уместные и справедливые. Единственное, о чём может идти речь, так это о том, чтобы человек был налоговым резидентом исключительно данного государства. В случае если это требование не выполняется – понижающий коэффициент.
7. Требования стажа оседлого проживания, напротив, совершенно понятны и оправданны. Человек должен либо родиться в данной стране, либо, если он иностранец, прожить в ней определённое и немалое время – причём уже после того, как он стал её гражданином. Возможно, что в течение этого срока вводится понижающий коэффициент к его голосу. Это тем более справедливо в случае местных выборов: выбирать местную власть должны местные же люди. Надо сначала стать участником местной жизни, быть принятым в сообщество, а потом уже получить какие-то права.
8. Образовательный ценз вполне обоснован. Едва ли можно ставить вопрос о полном лишении избирательных прав по этому критерию, скорее, о введении системы коэффициентов. Среднее образование – 1; высшее – 1,2; два высших или учёная степень – 1,5; отсутствие среднего образования – 0,5.
9. В отношении критерия законопослушности, можно ограничиться пожизненным лишением избирательных прав лиц, осуждённых более одного раза, и временным – тех, кто отбывает первый срок наказания.
10. Наконец, критерий дееспособности призван отсечь от участия в избирательном процессе все контингенты с неприемлемым уровнем социальной деградации: хронических алкоголиков, наркоманов, бродяг, а также умалишённых и иные категории патологически асоциальных индивидов.
В общем, идея очевидна: что-то значить, решать, управлять должные самые достойные, отобранные по ясным и общепринятым положительным основаниям. Я отнюдь не считаю, например, В.В.Путина ничтожеством; напротив, в известном смысле он очень даже «чтожество», но всё дело именно в этом самом «известном смысле» - он прошёл отбор по критериям годности, выработанным для сотрудника советской тайной полиции, но никак не для политика и государственного деятеля, действующего в мире свободных, самостоятельных и образованных людей. Для такой роли нужен иной кастинг, и система цензовых ограничений и призвана его осуществить.