Так назвала Е.Д.Кускова в 1927 г. Советскую (Подсоветскую, Подъярёмную, Внутреннюю) Россию, иначе – Совдепию, Советию, Большевизию, Триэсэрию. Но разумела она при этом, конечно, русский – тогда ещё – народ, продолжавший в течение десяти уже лет существовать под серпом и молотом, т.е. в подсоветском положении.
А какие были прецеденты, ориентируясь на которые можно было ожидать чего-то иного? Крестьянские и военные бунты и смута «первой революции», солдатский бунт в Петрограде в феврале 1917 г.? Как-то и неловко вспоминать об этом – настолько основания и условия для бунта при старом режиме были иные, чем впоследствии при товарищах.
А собственно при большевиках? Да, уже в 1918 г. начались крестьянские – и не только – вооружённые выступления по местам.* Подавлялись с примерной жестокостью. Кронштадтский матросский бунт и Тамбовское восстание 1920-21 гг. – самые, пожалуй, яркие и масштабные выступления, последнее – настоящая крестьянская война – подавлено с примерной жестокостью всеми имевшимися у РККА средствами, вплоть до удушливых газов.
И потом, уже в «коллективизацию», что-то вспыхивало, то тут, то там, но решительно гасилось, не приобретая характера массового и по-настоящему угрожающего соввласти выступления.
Начало германо-советской войны объективно давало великий шанс. Но всё кончилось известным выступлением И.В.Джугашвили (Сталина) в 1945 г., в котором тот издевательски соглашался с оценкой г-жи Кусковой: "Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся". (В скобках заметим, что "чудесный грузин", видимо, в силу своей принадлежности к Российской Империи, т.е. к Русскому Государству, всё-таки мог говорить о русском народе как о "наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза", как о "руководящем народе". Сегодняшнему "нацлидеру" стоило бы задуматься над этой трактовкой его кавказским предшественником и учителем "русского вопроса". Кавказец-то был явно более русский, чем его советский продолжатель.)
А в послевоенное время? Восстания в лагерях, самое известное – Кенгирское (1954). Подавлено при помощи танков. Новочеркасская забастовка (1962) – не бунт – закончилась вводом в город танков и пулемётной стрельбой.
Дальше, что можно сходу назвать, это уже октябрь 1993 г., при другом режиме, в совсем других уже условиях, которые в смысле свободы действий были ближе к досоветским, чем к советским.
Вот, пожалуй, и вся хроника заметной, оставившей исторический след вооружённой борьбы. Наверное, что-то было ещё – я не беру национальные окраины, там вопрос особый. Я – про русский/советский народ речь веду.
В общем и целом – более чем скромно и почти не вселяет надежд на некий подобный исход. Г-жа Кускова была вполне точна в своей характеристике.
*) Саму противобольшевицкую (Гражданскую) войну, т.е. Белую борьбу, я тут не рассматриваю намеренно, это статья особая. Строго говоря, вся честь и слава русского народа - у неё.