Из письма кн. В.А.Оболенского (1869-1950) А.В.Тырковой (1869-1962) от 22.10.1941:
«Признаюсь, что для меня эта стойкость сопротивления была неожиданной и что нам, матёрым эмигрантам, есть о чём призадуматься и несколько перетряхнуть наши мысли, вывезенные из России четверть века тому назад. Почему, в самом деле, массы русских солдат отказывались воевать в 1917 году и братались с немцами, а теперь, несмотря на вивисекцию, произведённую над Россией большевиками, эти же солдаты упорно защищают каждую пядь русской земли? Конечно, защищают не Сталина, не колхозы и не коммунистические идеалы, давно облинявшие. А всё-таки не подлежит сомнению, что какая-то перемена в настроениях русского народа произошла, и что за эти четверть века он обрёл чувство подлинного патриотизма. Что же случилось? Что в навязанном ему насильно коммунистическом строе изменило его чувство к родине?
Думаю, что в этом большую роль играют основные эмоции русского народа, довольно равнодушного к свободе, но горячо привязанного к идее справедливости и равноправия. Это ощущение равенства, хотя бы перед деспотическим строем, как мне кажется, и явилось ферментом развития патриотических настроений. Сталинское рабство, как оно ни тяжело, он легче переносит, чем относительную свободу царского сословного режима.» (Наследие А.В.Тырковой. М., 2012. Сс. 869-870.)
Тут можно указать на кое-какие спорности и неточности. Прежде всего, солдаты 41-го года это не те же люди, что не хотели воевать в 17-м, это как минимум их сыновья, прошедшие советскую школу. «Чувство подлинного патриотизма» тоже явная натяжка - «чувство советского патриотизма» было бы точнее. Совсем нет указаний и на практику принуждения к стойкости и вообще на коренное отличие общеполитических условий в 17-м и 41-м годах. Но главное не в этом, а во втором абзаце, это слова о «равнодушии к свободе» и о «привязанности к идее справедливости и равноправия», которую правильнее было бы назвать идеей равенства или даже уравнения - особенно весомые в устах старого земца-либерала. Равенство в ничтожестве полного бесправия и есть основа советского патриотизма, этим советские люди и дорожат, за это готовы даже умирать. А всевозможные либералы (и азъ грешный в их числе) всё рассуждали и рассуждают о свободе, праве и собственности. Не надо им ничего! Эти ценности можно и нужно было привить русскому человеку, но этим должно было целенаправленно и терпеливо заниматься просвещённое европейское государство: взять крепко за шиворот и тащить, хватку ту ни в коей мере не ослабляя, брыканием же и руганью пациента нимало не смущаясь. Так, собственно, оно, русское государство, и поступало на протяжении лучшего периода своей истории, хотя, надо признать, что поднадоело это ему под конец, соблазнилось отчасти и оно идеей, что «сама пойдёт». Россия сама может идти только в яму скотского равенства и дикарства, такова историческая истина. Эту истину хорошо усвоили советские руководители, включая последнюю их генерацию, и вовсю используют в управлении доставшейся им по наследству от их предшественников и давно уже глубоко осовеченной последними популяцией. Феномен неосовка – убедительнейшее свидетельство их правоты. Сами же бегут в советское стойло, радостно похрюкивая, что сопровождается, между прочим, и самопроизвольной, "от себя" идущей патриотической риторикой, что мы сейчас и наблюдаем, в связи с известными украинскими событиями.