Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
НЕМНОГО ПРАВДЫ О РУССКОМ НАРОДЕ

Из письма кн. В.А.Оболенского (1869-1950) А.В.Тырковой (1869-1962) от 22.10.1941:

«Признаюсь, что для меня эта стойкость сопротивления была неожиданной и что нам, матёрым эмигрантам, есть о чём призадуматься и несколько перетряхнуть наши мысли, вывезенные из России четверть века тому назад. Почему, в самом деле, массы русских солдат отказывались воевать в 1917 году и братались с немцами, а теперь, несмотря на вивисекцию, произведённую над Россией большевиками, эти же солдаты упорно защищают каждую пядь русской земли? Конечно, защищают не Сталина, не колхозы и не коммунистические идеалы, давно облинявшие. А всё-таки не подлежит сомнению, что какая-то перемена в настроениях русского народа произошла, и что за эти четверть века он обрёл чувство подлинного патриотизма. Что же случилось? Что в навязанном ему насильно коммунистическом строе изменило его чувство к родине?

Думаю, что в этом большую роль играют основные эмоции русского народа, довольно равнодушного к свободе, но горячо привязанного к идее справедливости и равноправия. Это ощущение равенства, хотя бы перед деспотическим строем, как мне кажется, и явилось ферментом развития патриотических настроений. Сталинское рабство, как оно ни тяжело, он легче переносит, чем относительную свободу царского сословного режима.» (Наследие А.В.Тырковой. М., 2012. Сс. 869-870.)

Тут можно указать на кое-какие спорности и неточности. Прежде всего, солдаты 41-го года это не те же люди, что не хотели воевать в 17-м, это как минимум их сыновья, прошедшие советскую школу. «Чувство подлинного патриотизма» тоже явная натяжка - «чувство советского патриотизма» было бы точнее. Совсем нет указаний и на практику принуждения к стойкости и вообще на коренное отличие общеполитических условий в 17-м и 41-м годах. Но главное не в этом, а во втором абзаце, это слова о «равнодушии к свободе» и о «привязанности к идее справедливости и равноправия», которую правильнее было бы назвать идеей равенства или даже уравнения - особенно весомые в устах старого земца-либерала. Равенство в ничтожестве полного бесправия и есть основа советского патриотизма, этим советские люди и дорожат, за это готовы даже умирать. А всевозможные либералы (и азъ грешный в их числе) всё рассуждали и рассуждают о свободе, праве и собственности. Не надо им ничего! Эти ценности можно и нужно было привить русскому человеку, но этим должно было целенаправленно и терпеливо заниматься просвещённое европейское государство: взять крепко за шиворот и тащить, хватку ту ни в коей мере не ослабляя, брыканием же и руганью пациента нимало не смущаясь. Так, собственно, оно, русское государство, и поступало на протяжении лучшего периода своей истории, хотя, надо признать, что поднадоело это ему под конец, соблазнилось отчасти и оно идеей, что «сама пойдёт». Россия сама может идти только в яму скотского равенства и дикарства, такова историческая истина. Эту истину хорошо усвоили советские руководители, включая последнюю их генерацию, и вовсю используют в управлении доставшейся им по наследству от их предшественников и давно уже глубоко осовеченной последними популяцией. Феномен неосовка – убедительнейшее свидетельство их правоты. Сами же бегут в советское стойло, радостно похрюкивая, что сопровождается, между прочим, и самопроизвольной, "от себя" идущей патриотической риторикой, что мы сейчас и наблюдаем, в связи с известными украинскими событиями.
Tags: invectiva, история, социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 75 comments