Пост ув. Богемика, где приводятся выдержки из интервью с кн. К.Шварценбергом, на мой взгляд, более значим не поверхностной украинской темой, а глубинной, символической темой самого князя. С одной стороны, безродные и эфемерные фантомы-украины, а с другой – короли, князья, графы, просто представители старых родов, старых элит, персонификаторы истории и традиции.
Сразу могут возразить, что время аристократии безнадёжно прошло, что она давно утратила свои позиции, что это всё бывшие люди, интересные разве в качестве исторического реквизита. Это далеко не так. Я и сам не склонен придавать преувеличенное, а тем более, тайное значение старым элитам – это слишком отдаёт дамским романом. Важно другое: есть ли они в принципе там, где их место, где им надлежит быть, или же их там нет вообще.
Вот в посткоммунистической, нормализованной, реституированной Чехии – есть. Нет так много, как во времена Габсбургской монархии, но всё же. Один кн. К.Шварценберг чего стоит. А он там далеко не один. Или соседняя Польша, где президентом является гр. Б.Коморовский, ниоткуда, кстати, не возвратившийся, а родившийся и живший там при тамошнем социализме. В Польше дело с имущественной реституцией обстоит хуже, чем в Чехии и ряде других посткоммунистических стран, но главное, что там произошла общая правовая нормализация, что нынешняя Польша – преемник Польши межвоенной, а не коммунистической, что там восстановлена нормальная социальная иерархия – символом чего является президентство гр. Коморовского.
Массовое общество очень сильно изменило картину социальной стратификации по сравнению с той, что была при обществе традиционном. Но при нормальном, не катастрофическом сценарии перехода к нему, старые деньги, фамилии, авторитеты остались там, где они и должны быть – наверху, во всяком случае, там вы их скорее найдёте, чем среди обитателей припортовых кварталов. Эти люди присутствуют в политике, бизнесе, общественной жизни, науке, литературе, являются одними – но далеко не единственными – из тех, кто формирует общественное мнение и хранит или даже олицетворяет собой национальное предание. Это и есть норма, как у людей.
Но ничего подобного нет в РФ. Хуже того: нет понимания, что так должно быть. Здесь по-прежнему не отказались от культа простого человека, от народническо-большевицкой лжи, объявляющей войну дворцам и на первый план ставящей прачек, кухарок, дворников, официантов, ну и его величество пролетариат - куда ж без него. Вот и у нашего милого «прагматика» в его легендированной биографии кто числится дедом? А некий повар Спиридон, якобы потчевавший самих Ленина и Сталина! И это по-прежнему норма, так здесь должно быть, так правильно. Собственно, в этом весь совок, это формула совка. В совке князей-графов не положено, ну разве в виде какого-нибудь курьёзного экзотика, под завывания Н.С.Михалкова: «Россия, которая где-то там, на кладбище под Парижем».
Я не говорю о том – как и когда. Я говорю только о том – как правильно, как должно быть. Понятно, что исторический путь России в ХХ в. был неописуемо страшен. И что степень разрушения всего и вся – абсолютна. Но вариантов два: или продолжать быть продуктом разрушения, считая это нормой, и так продолжать жить – с внуками дворников, политруков, ветеранов «органов», учителей, в лучшем случае, советских профессоров и писателей – в качестве единственного стандарта «элиты»; или сознательно, целенаправленно и – да, искусственно – восстановить условно нормальное положение вещей с помощью мер государственной политики. Что имеется в виду? Во-первых, полное снятие ограничений на получение гражданства России для всех потомков русских эмигрантов. Во-вторых, меры по восстановлению имущественных прав, нарушенных наступлением советской реакции в 1917 г.
Разумеется, это лишь часть в большом наборе мер, которые необходимо принять в рамках процесса правовой нормализации России, т.е. превращения советоидной РФ в Россию. На первом месте там стоят общие задачи преодоления правового разрыва и противосоветской санации, т.е. освобождение от советского правящего слоя, блокирование его влияния и избавление от советской традиции. Но среди мер положительных, т.е. собственно восстановительных, должны быть предусмотрены и меры по возвращению носителей русских исторических фамилий в социальную ткань России. Я бы даже сказал, что их надо буквально взять под руку и привести в Россию, сказав: вот, это ваш дом, пожалуйста, живите, будьте, участвуйте, интегрируйтесь, становитесь. Разумеется, не в бесправном и жалком качестве «бывших», а в полноправном и уверенном – настоящих.
И вот, когда в российском обществе вновь в виде постоянных и весомых его членов появятся Трубецкие, Шереметевы, Чертковы, Волконские, Столыпины и проч., и проч. (это только знаковые, верхушечные имена, помимо них должны быть тысячи и тысячи менее известных и совсем неизвестных фамилий), которые будут владеть старыми родовыми усадьбами, заседать в Государственном Совете и Думе, становиться министрами, губернаторами, предпринимателями, учёными, писателями, но в первую очередь – просто гражданами России, – вот тогда только и прекратится проклятие совка, и будет - наконец и вновь - и у нас, как у людей.
Сегодня – 215 лет со дня рождения А.С.Пушкина. Вот кто не остался бы в стороне от затронутой темы, вот кто бы высказался, да ещё как!..