Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
О "ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ"

1.

С.В.Волков всколыхнул сочувствующий ему сегмент кириллической блогосферы своими текстами по поводу высшего образования и его "элитарности", которой то ли нигде в мире уже нет, то ли все же где-то рудиментарно таится и теплится. Д.Е.Галковский в своем содокладе подчеркнул близкий ему аспект гиперинформационности современного общества и указал на важность не столько образования, сколько до- и внеуниверситетских форм воспитания и скрытых (неформальных и формальных) связей в деле формирования национальной элиты. Мне же в очередной раз показалось, что "высшее образование" превратилось для многих в какой-то магический фетиш, в некую палочку-открывалочку жизненных перспектив. В общем - в ворота инициации, пройдя сквозь которые, молодой человек, возможно, чем-то станет. А если не пройдет - то точно не станет ничем и никогда. Мне, "романтику", такой социо-прагматический, неприкрыто прикладной подход едва ли близок. Я склонен относиться к ВО по старинке, как к нескольким, очевидно лучшим, годам жизни, когда человек получает возможность свободного, в идеале ничем посторонним не обремененного, поиска вокруг себя и в себе. Разумеется, результативность этого поиска зависит от качества среды, в которой он происходит, от тех многообразных встреч, которые с невероятной и более неповторимой в жизни интенсивностью в эти годы случаются. Каков должен быть, на мой взгляд, практический итог этого короткого и счастливейшего периода жизни? Думаю, что он прежде всего - в обретении устойчивой способности (переходящей в потребность) к критическому саморазвитию, естественно предполагающему и непрерывное самообразование - в течение всей оставшейся жизни. А все остальное, особенно из сферы социальной прагматики - приложится.

2.

Вышеизложенную позицию можно несколько переформулировать, отойдя от излишне эмоциональной декларативности и подкрепив конкретным примером "из жизни". В моем понимании, главная ценность "высшего образования" в том, что оно является по самой своей идее кратчайшим и удобнейшим путем приобщения к Культуре (нет, без прописных букв здесь никак не обойтись). В той мере, в какой такое приобщение, такая "прививка" осуществляется в процессе получения "высшего образования", в той мере оно и ценно и может употребляться, как словосочетание, без кавычек. При таком подходе высшее образование может иметь самые разные формы. Вот пример. У меня есть давний знакомый немец - шваб из Баден-Вюртемберга, католик. После окончания средней школы он вознамерился стать священником и отправился в Рим, где один год проучился в духовной академии. Всего один год, после чего его планы переменились, и он решил заняться бизнесом, чем по сю пору и живет. Итак, у человека лишь один годовой курс "высшей школы". Однако нечасто можно встретить и среди официальных "ученых мужей" людей, столь непосредственно интересующихся самыми разнообразными культурными и научными вопросами, находящихся в курсе столь широкого круга имен, учений, проблем, как этот "семинарист-недоучка". Со своими друзьями, обладателями университетских дипломов, он может часами по телефону (!) обсуждать различные философские и богословские вопросы, разбирать взгляды таких мыслителей как, к примеру, Гвардини или Чоран. Его жена, филолог-германист, говорила мне, что такой немецкий, как у ее мужа, - редкость в современной образованной среде. При этом его нельзя назвать человеком выдающихся интеллектуальных способностей или даже блестящим эрудитом. Он - рядовой человек Культуры, и в этом смысле - достойный носитель высшего образования без кавычек.
Tags: лирика, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments