Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ДНЕВНИКИ З.ГИППИУС: РЕЗЮМЕ

Дочитал наконец эту небольшую, в 300 стр., книгу. Что сказать, конечно это большой исторический и человеческий документ. Записи за 19-й год должны просто целиком войти в хрестоматии по новейшей русской истории – там всего десятка три страниц. К сожалению, утрачена та часть дневника, в которой отражено время с конца 17-го по лето 19-го – возможно, до сих пор лежит эта тетрадь в земле где-то под Петербургом.

Есть вещи, о которых нужно сказать сразу. Во-первых, это неизжитая ею наивность в отношении Европы и, особенно, Англии. Она постоянно, как рефрен, повторяет: «какая глупость, себе же на голову, она глупа или бесчестна?» и т.п. – совершенно не видя истинных причин «невмешательства» и морально клеймя «преступно-равнодушную, обезумевшую» Европу с Англией во главе. Во-вторых, честно и глубоко свидетельствуя о том бездонном ужасе, в который погрузилась Россия, она НИ РАЗУ не задается простым и естественным вопросом: «а стоило ли нам колебать устои ТОЙ власти?» Возможно, подобные размышления есть в утраченной тетради (и был повод – убийство Императорской Семьи), но это лишь предположение, и по общему тону дневника – малоправдоподобное.

Это чтение, особенно страшные записи за 19-й год (которые бессмысленно пересказывать и даже фрагментарно цитировать), в очередной раз навели на размышления по поводу тяжелейшего груза чудовищных фактов, все так же, вот уже 90 лет, по-настоящему не осмысленных, а следовательно, не преодоленных и не изжитых. Речь должна идти об осознании беспрецедентного в новой истории грандиозного провала великой страны в глубочайшую и омерзительнейшую яму, на дне которой потом, - через невообразимые ложь, насилие и преступления, ставшие нормой (антинорма как норма), ценой потери человеческого облика, утраты и забвения человеческого достоинства *),- была слеплена новая советская «цивилизация». Понятны мотивы нежелания «ворошить прошлое». Признать такие корни настоящего логические означает пересмотреть и это настоящее, со всеми многочисленными и не до конца просчитываемыми последствиями. Но и сохранять эту ситуацию в таком виде, как сейчас, постоянно отодвигая «момент истины» в будущее, можно лишь до определенного предела. Я не знаю, какая именно угроза нас ожидает, но представляется очевидным, что страшный груз прошлого не может быть неким безобидным балластом, о котором позволительно не вспоминать, сделав «воспоминания» прерогативой лишь узкой группы политически лояльных профессионалов. Позитивный выход из ситуации один – катарсический, через признание фактов, их осмысление и фиксирование полученных выводов. Негативный выход, взятый на вооружение нынешним режимом, скорее всего, приведет со временем к неконтролируемому прорыву из недр национального подсознательного деструктивных, фрустрационных энергий, в той или иной превращенной форме, что чревато непредсказуемыми потрясениями, а возможно и новой катастрофой, уже окончательной.

Впрочем, по некотором размышлении, вариант катастрофического конца - не самый вероятный. Скорее это будет более-менее тихая смерть от ядов разлагающегося загнанного в подсознание исторического прошлого, постепенное, но верное самоотравление продуктами его распада.

P.S. Думаю, однако, что действительность еще хуже, в смысле - печальнее, чем я здесь описал. Не столько, может быть, на уровне четкого знания (образование - не их конек), сколько на уровне чутья сегодняшние наследники первых большевиков понимают, что тогдашнее исчезновение всякой планки развязало руки власти на многие поколения вперед, ибо ничто после того уже - не слишком, хуже невозможно. Во всяком случае, задан, обкатан и непререкаемо признан некий этический и стилистический канон (не скажу - эталон) власти - как чего-то тщательно отгороженного от масс, по существу мафиозно-криминального, что надо любыми средствами захватывать, удерживать и использовать в своих узко-групповых и личных интересах, не очень даже этот последний факт скрывая. Поэтому внутрикорпоративно, да пожалуй и внешне, "для народа", они не постесняются не только вывести себя от тех, но и согласиться, что те были невообразимо низки. "Да, мы наследники низкой, падшей, абсолютно преступной с точки зрения традиционных цивилизованных представлений власти. Да, так выпали карты истории, мы - оттуда. Что ж теперь делать, топиться?! Надо принимать реальность такой, какова она есть." Вот, по-моему, их настоящая логика. "Народ" же в массе своей согласно кивает, поскольку и сам - оттуда же.

P.P.S. Для того, чтобы все-таки иметь перед собой перспективу положительного исхода, совершенно необходимо - среди прочего - создание Русского Института Национальной Памяти (по аналогии с польским, но не имеющего ничего общего с советским "Мемориалом", где "свои" рассматривают дела "незаконно репрессированных" - значит, есть и законно? - лиц и национальных меньшинств). В таком институте под руководством людей уровня С.Волкова, Д.Галковского, А.Зубова изучалась бы ВСЯ история русской катастрофы и ее последствий, начиная с дальних подступов, скажем, с первого раздела Польши, или дарования вольности дворянству; расчищались бы завалы лжи и выправлялись чудовищные искажения, сами по себе уже имеющие долгую историю... Почему бы не помечтать под Новый год.
_________________________________________
*)Конечно, нельзя не задаться вопросом: а почему все-таки смирились, приняли этот кошмар, не восстали против него еще в самом начале, преодолевая страх смерти ради защиты свободы, прав и человеческого достоинства? Не тут ли подступ к ответу на этот вопрос: "Такое царствование (Ивана IV) ослепляет навсегда человеческую душу у нации, терпеливо вынесшей его до конца: на последних потомках людей, клейменных палачами, отзовется измена их отцов своему долгу, - преступное оскорбление человечества унижает народы в их отдаленнейшем потомстве. Это преступление состоит не только в неправедных действиях, но и в перенесении их; народ, который под тем предлогом, что повиновение есть первая добродетель, завещает тиранию своим внукам, не соблюдает собственных интересов; он поступает еще хуже, - он изменяет своему долгу. Слепое подчинение подданных, их безмолвие, их верность безумным властелинам - плохие добродетели: покорность похвальна, верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку они являются средствами обеспечения человеческих прав." (А. де Кюстин. Россия в 1839 г. Цит. по: "Записки о России", М., 1990, сс. 90-91). "Если русские не умеют восставать против гнета, они умеют вздыхать и стонать." (Там же, с. 109).
Tags: история, метаистория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments