(две работы Б.М.Кустодиева)

Жупел революции (1905)

Большевик (1920)
Интересно, насколько злая и подлая карикатура Вступление, известная также как Жупел революции, оказалась в конечном счёте ближе к исторической правде, чем сусальная картина Большевик, написанная в Петрограде 1920 г., месте смерти par exсellence. Художник хлёстко обличает курс на решительное подавление революции, ведь смысл рисунка в том, что именно действия правительственных войск, а не московских бунтовщиков и революционеров вообще, маркируются метафорой Смерти. Но всего через двенадцать лет захватившие власть большевики призовут на царство ту самую Смерть - не на политической карикатуре, а в реальности. Впрочем, и картина кое в чём не лжёт: от ражего детины с безумным взглядом и красной тряпкой в лапищах, попирающего сапожищами кукольную Москву и того и гляди собьющего купол со стоящего перед ним храма, ждать чего-либо хорошего не приходится - разбойник.
Для лучшего уяснения русского политического контекста - образцы публикаций из сатирического журнала Вампир за 1906 г., в котором и был напечатан вышеприведённый рисунок Кустодиева, но после того, как его сначала поместил другой сатирический журнал, Жупел (названия-то какие!): https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Vampir,_1906.