Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
ТВОРЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
(две работы Б.М.Кустодиева)


Жупел революции (1905)


Большевик (1920)

Интересно, насколько злая и подлая карикатура Вступление, известная также как Жупел революции, оказалась в конечном счёте ближе к исторической правде, чем сусальная картина Большевик, написанная в Петрограде 1920 г., месте смерти par exсellence. Художник хлёстко обличает  курс на решительное подавление революции, ведь смысл рисунка в том, что именно действия правительственных войск, а не московских бунтовщиков и революционеров вообще, маркируются метафорой Смерти. Но всего через двенадцать лет захватившие власть большевики призовут на царство ту самую Смерть - не на политической карикатуре, а в реальности. Впрочем, и картина кое в чём не лжёт: от ражего детины с безумным взглядом и красной тряпкой в лапищах, попирающего сапожищами кукольную Москву и того и гляди собьющего купол со стоящего перед ним храма, ждать чего-либо хорошего не приходится - разбойник.

Для лучшего уяснения русского политического контекста - образцы публикаций из сатирического журнала Вампир за 1906 г., в котором и был напечатан вышеприведённый рисунок Кустодиева, но после того, как его сначала поместил другой сатирический журнал, Жупел (названия-то какие!): https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Vampir,_1906.

Tags: imperium rossicum, rossica vs. sovietica, аллегория, идеология, история, культура, метафора, соцарт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments