Встретил в фейсбучной френдленте фотографию эвакуации Варшавы в июле 1915 г. и не смог оставить её без маленького комментария биографического характера.

Дело в том, что моя бабушка со стороны мамы, Надежда, родилась и прожила первые 16 лет своей жизни в Варшаве. Её отец, Алексей Яковлевич Сачок (1860-1916), по словам самой бабушки, служил чиновником в варшавском магистрате (т.е. городском управлении - в польских губерниях не было городского самоуправления, там служили чиновники по МВД, дополнявшиеся некоторым количеством выборных), но я не исключаю, что так она вуалировала его службу в варшавской полиции. Он был довольно редкого происхождения: в сохранившемся бабушкином паспорте, выписанном летом 1917 г., в графе звание записано: дочь казака г. Нежина. Как я понимаю, это бюрократический след Нежинского полка Запорожского войска - войска и полка давно уже нет, но потомки служивших в нём казаков продолжали носить такое звание.


Варшавская ратуша - магистрат
Его жена, моя прабабушка - Елена Алексеевна (1867-1921):


В семье были ещё старший брат Николай (1897 - погиб на Великой войне не ранее мая 1917, см.: http://enzel.livejournal.com/418225.html) и младшая сестра Вера (1904-1991), прожившая долго, но меньше, чем бабушка Надежда Алексеевна (1899-1992). По словам бабушки, у них была прекрасная квартира в центре города, где-то на Маршалковской ул.

О жизни в Варшаве я слышал от бабушки много историй, из которых можно было понять, что в ее памяти это был потерянный рай. Она училась в русской гимназии, но при этом неплохо говорила по-польски (в советские годы язык забылся за ненадобностью). После оставления Варшавы семья оказалась в Сумах, где бабушка окончила уже местную гимназию и где умер её отец. После смерти матери она уехала вдвоём с сестрой сначала в Харьков, а в 1925 г. переехала в Москву, где со временем вышла замуж за будущего моего деда. Можно рассматривать этот маленький частный пост как запоздалое поминание столетия рокового Великого отступления (см.: http://beloedelo.ru/researches/article/?578).

Помню её редкие, но искренние сетования: "совсем не стало красоты жизни". Сама она застала эту красоту - в первые 15 лет своей жизни в Варшаве и потом ещё немного и уже другую, скромную - в провинциальных Сумах.


См.: https://humus.livejournal.com/6097969.html

В Сумах в 1917 г.

В Харькове или Москве в 1920-х гг.