В примечании 8 к "БТ" автор рассуждает о роли III Отделения - Департамента Полиции в инспирации радикально-революционных настроений в России (и попутно - в подавлении и препятствовании охранительным, мотивы чего, однако, до конца так и не раскрыты). Мотивы же левой инспирации поистине глубоко зловещи: это не просто "наживка для дурачков" для удобства их локализации, а игра всерьез и по-крупному, с прицелом на контролируемое осуществление революционных планов и овладение главным их плодом - властью. В конце концов революция и полиция оказываются в нерасторжимом симбиозе, который к тому же подпитывается и поощряется из других заинтересованных кругов, просто имущих и власть-имущих. Провокация, двойничество, двурушничество - цветут махровым цветом. И возникает естественный вывод: если дело было так, то и не могло не рухнуть, все прогнило и изолгалось. Это Д.Е.Галковский образца 1987 г.
Но есть и другой, более близкий нам по времени Д.Е.Галковский, утверждающий, что все в русском государстве было более-менее крепко и пристойно, "на твердую четверку", но коварство, опыт и ресурсы тогдашнего гегемона - Британской Империи - сделали свое черное дело, наводнили Россию разнообразной агентурой (куда вошли и радикалы, но далеко не они одни), внедрившей в умы широких масс антигосударственную идеологию, что и подготовило великую катастрофу русской цивилизации.
Интересно, под влиянием какого рода новых (или нового осмысления старых) фактов автор так существенно изменил свой взгляд на русскую историю? Судя по публикациям, это произошло примерно через 10 лет после завершения "БТ". И как, с учетом сегодняшнего знания, следует относиться к написанному 20 лет назад?
В качестве мелкой ремарки: все-таки называть бывшего директора ДП А.А.Лопухина "агентом охранки" - уж слишком большая вольность, никак не соответсующая общему высокому уровню точности изложения.