Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
О РУССКОСТИ

Достопочтенный philtrius поделился своими соображениями о русскости как о частном случае рецепции и манифестации общеевропейской христианской культуры: http://philtrius.livejournal.com/1107823.html. Заметки лапидарны и, по-моему, точны. Критиковать их за отдельные упущения неуместно – тема неохватна. Я бы лишь дополнил их кое-какими историко-социологическими комментариями, не претендующими на глубину и новизну.

Русскость, в затронутом фильтрием аспекте, явление достаточно новое – идущее с конца XVII столетия. Ни Москва, ни, тем более, полумифический Новгород её центрами не являются. Центр русскости один – Град Св. Петра. Отец её – Великий Пётр, самый знаменитый певец – гениальный Пушкин. Этих двух точек вполне достаточно, чтобы получить русский луч и по отношению к нему локализовывать и комментировать то или иное явление русской культуры в широком смысле.


Вот один символ русскости, ниже - другой, а меж ними - Невы державное теченье. Был Петербург жив, полон сил и властен - русскость была жива, зиждительна, плодотворна. Превратился он в трофейную декорацию, заполненную внутренними варварами - не стало и живой русской культуры.



Что касается дня сегодняшнего, то надо отдавать себе трезвый отчёт в том, что русскость в настоящее время – удел единиц. После государственной катастрофы 1917 г. она статистически значимо ещё продолжалась по инерции, внутри и – особенно – вне пределов России, но за два поколения инерция эта естественным образом ослабла (внутри помогали и искусственные причины), так что к середине ХХ века мы можем констатировать резкое ослабление присутствия русскости в мировой культуре (не случайно и глубоко символично, что крупнейший русский писатель ХХ в. оставил в это время родное наречье).

Сейчас русские – это культурные археологи, с помощью знаний и интуиции усваивающие и угадывающие форму и содержание утраченной (погибшей) сущности и пытающиеся, в меру возможностей, подражать ей, следовать за ней, а иной раз даже дерзающие развивать её. Т.е. это сознательные стилизаторы и эпигоны, эллинисты, катакомбники. Такова реальность прерванной культурной традиции. Ни о чём ином говорить сегодня, на мой взгляд, оснований не имеется.


Уроженец Града Св. Петра, тоже Пётр, русский военный и писатель конца доархеологической эпохи
Tags: imperium rossicum, rossica vs. sovietica, история, культура, метаистория, социология
Subscribe

  • (no subject)

    НЕМНОГО РУССКОЙ ЖИЗНИ Юзер humus выложил замечательный - к сожалению, неполный - альбом фотографий уваровского имения Поречье в Можайском у.,…

  • (no subject)

    БАГРЕЕВКА И ЭРЕКЛИК Выше Ливадийского дворца на склонах массива Ай-Петри располагается Ливадийское лесничество, входившее в состав удельных земель и…

  • (no subject)

    МШАТКА (очередная культурно-археологическая экскурсия) Это татарская деревушка на самой южной оконечности Крымского п-ва, около Фороса. Места не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • (no subject)

    НЕМНОГО РУССКОЙ ЖИЗНИ Юзер humus выложил замечательный - к сожалению, неполный - альбом фотографий уваровского имения Поречье в Можайском у.,…

  • (no subject)

    БАГРЕЕВКА И ЭРЕКЛИК Выше Ливадийского дворца на склонах массива Ай-Петри располагается Ливадийское лесничество, входившее в состав удельных земель и…

  • (no subject)

    МШАТКА (очередная культурно-археологическая экскурсия) Это татарская деревушка на самой южной оконечности Крымского п-ва, около Фороса. Места не…