Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ОСТРОВКИ

O rus!

Среди семейно-исторических сюжетов, которыми я понемногу занимаюсь, наметился один, заслуживающий оформления в виде самостоятельного очерка. Это сюжет об имении «Островки», с которым оказалась связанной судьба дальних моих родственников и предков.

«Островки» располагались на восточном берегу оз. Молдино, в Поддубской вол. обширного Вышневолоцкого у. Тверской губ. (теперь это юг Удомельского р-на Тверской обл.).


Островки на карте Менде, 1859 г.


http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=57.78 ... 9&z=16&m=b (еще недавно на месте усадьбы "Островки" размещался «реабилитационный комплекс» Калининской АЭС, сменивший затем хозяина и ставший базой отдыха "Ворошилово" - https://vk.com/public170644300, но остатки фундамента главного дома будто бы сохранились под новой баней - см.: http://enzel.livejournal.com/392548.html)


Северная оконечность оз. Молдино, (с) Е.Магдалинская


Южная оконечность оз. Молдино, (с) Е.Магдалинская - фотографии любезно предоставлены потомками Ф.И.Синицына, владельца имения Затишье в непосредственном соседстве с Островками, см.: https://enzel.livejournal.com/443551.html

Берега и окрестности озера издавна были облюбованы представителями старинного рода Милюковых, его главной, тверской, ветви (как писал историк П.Н.Милюков, род этот связан, действительно, с Тверской губ., - но имеется целых пять отраслей, которые уже не могут быть в настоящее время сведены к общему родоначальнику). Один из них, с.с. Н.П.Милюков (1803-1889), вступил во владение имением «Островки», доставшимся ему при разделе отцовского наследства (время постройки усадьбы - конец XVIII в.). После его смерти оно перешло к его старшей дочери Лидии (1832-?), которая в 1853 г. вышла замуж за тверского помещика пор. С.В.Сафонова (от этого брака у Лидии Николаевны было трое сыновей), а вторым браком - за тверского чиновника Н.Г.Левенталя (см.: http://enzel.livejournal.com/442142.html).


Портрет Н.П.Милюкова кисти художника Н.Д.Мыльникова, 1831 г. «В отношении своих крестьян Милюков был хозяином суровым, крепостником по убеждению. В его деревнях неоднократно вспыхивали крестьянские волнения, на подавление которых даже вызывали солдат. В ходе подготовки реформ по освобождению крестьян он возглавил в Тверской губ. дворянскую партию против отмены крепостного права. А когда отмена в 1861 г. всё же состоялось, он ещё долго игнорировал новые реалии, конфликтовал со своими бывшими крепостными» (Д.Л.Подушков) - см.: http://starina.tverlib.ru/us-331.htm


Г.В.Сорока. Портрет А.К.Милюковой с сыном Арсением (1851). Аграфена Кононовна Милюкова (ур. Обернибесова, 1802-1863), жена Н.П.Милюкова, мать его детей, в том числе сестёр Лидии и Елизаветы, см.: https://www.prlib.ru/item/406149#z=4&n=5&i=6512174_doc1_B94CCB1A-88AF-41CF-A73A-583448207C73.tiff&y=375&x=1330


Портрет Лидии Милюковой работы Г.В.Сороки (1823-1864), художника (а по совместительству садовника и даже, по бытующей версии, внебрачного сына) её отца, начало 1840-х гг.


Портрет младшей дочери Н.П.Милюкова Елизаветы (1836 - не ранее 1922) кисти Г.В.Сороки, вторая половина 1840-х гг.

Во втором браке у Лидии Николаевны родились сын Павел и дочь Наталья, которая в 1896 г. вышла замуж за С.С.Красенского (1868-1917), старшего брата моей прабабушки М.С.Каринской (ур. Красенской, 1879-1948, о Красенских см.: http://enzel.livejournal.com/201929.html). Таким образом С.С.Красенский сделался со временем совладельцем живописного старого имения на берегу Молдинского озера, завещанного его жене матерью (см.: https://dlib.rsl.ru/viewer/01008050290#?page=135). Летом в гости к супругам Красенским съезжались родственники, в том числе и моя прабабушка с детьми, одним из которых был мой дед С.С.Каринский (1905-1984), оставивший лаконичные воспоминания об этом месте и его обитателях.


Н.Н.Левенталь в сер. 1890-х гг. (из семейного альбома Сафоновых, Росфото)


Ротм. С.С.Красенский (1901 г.), с 1907 г. отст. подполковник, помещик, земский начальник (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA)

Фамилия Левенталь (Loewenthal), определённо, не из ряда русских стародворянских фамилий. Кем был её носитель Николай Густавович Левенталь? В записках деда даётся следующий ответ: старший брат моей мамы был женат на Наталье Николаевне, происходящей из французского рода (пленного офицера из армии Наполеона, обрусевшего и оставшегося в России). Отца Натальи Николаевны, глубокого старика, я видел. В послужном списке С.С.Красенского указано, что его жена - дочь потомственного дворянина, православная. Известно, что на 1859 г. Н.Г.Левенталь - чиновник по особым поручениям при тверском губернаторе П.Т.Баранове, он приходился сыном оставшемуся в России военному врачу немецкого происхождения Г.О.Левенталю (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87). Также известно, что он был послан губернатором в Вышневолоцкий уезд описывать исторические ценности (не тогда ли и познакомился со своей будущей женой Л.Н.Сафоновой?). Есть устоявшееся мнение, что он послужил прототипом А.А. ф.Блюма в Бесах Достоевского (https://www.fedordostoevsky.ru/around/Levental_N_G/). На начало 1900-х гг. Н.Г.Левенталь состоял членом правления Тверского об-ва взаимного страхования от огня и членом совета городского кладбищенского попечительства в Твери. У него был сын от первого брака. Сын от второго брака, П.Н.Левенталь, окончил в 1892 г. Александровское училище и на 1902 г. состоял младшим чиновником особых поручений при тверском губернаторе.

Вероятно, семейство Красенских окончательно обосновалось в «Островках» лишь начиная с 1907 г., после поспешного - без выслуги пенсии - выхода в отставку его главы. Можно предположить, что этому предшествовала смерть прежней хозяйки имения - Л.Н.Левенталь, после чего в права наследства по завещанию вступила её дочь.

Есть основания предполагать, что С.С.Красенский был человеком довольно крутого нрава. Это читается по его лицу, черты которого указывают на возможную склонность к гневу и грубости. В отношении же его супруги имеются и прямые свидетельства: дети С.С. и Н.Н. жаловались моей маме на скупость и жестокость своей матери (дед также вспоминал, что его мать, плохо ладя с женой своего брата, проводила время в расположенном по соседству имении Синицыных).


По воспимнаниям деда, старший сын Красенских Михаил катался с ним по озеру на лодке, что повторяло сюжет известной картины Г.Сороки семидесятилетней давности

Семейная скупость была отчасти объяснима вполне житейскими причинами: в молодости С.С.Красенский пережил потерю родительского имения «Спичёво» (Тверской у.) и едва ли желал повторения этого печального опыта уже в случае с имением жены. В прошении об отставке 1907 г. он ссылается на расстроенные домашние обстоятельства. Отсюда, возможно, и проистекало не только стремление Красенских к экономии, но и готовность их сдавать главный дом усадьбы состоятельным нанимателям. Среди этих дачников, как увидим, были и весьма примечательные люди. Несмотря на все старания владельцев, весной 1914 г. имение было выставлено на торги из-за задолженности Дворянскому банку, но по какой-то причине не было тогда продано (см.: http://www.akra-city.ru/tverskaya_usadiba/vladelsy/1816.htm).

Начало ХХ века в России было, среди прочего, временем открытия и увлечения «русской стариной», т.е. в первую очередь старыми усадьбами, возраст которых, впрочем, редко когда превышал полтора столетия. Но и это казалось уже чем-то далёким, овеянным обаянием минувшего. В это увлечение внесло свой вклад объединение Мир искусства, такие люди как А.Н.Бенуа, бар. Н.Н.Врангель, А.А.Трубников, журналы Старые годы, Столица и усадьба. А.Трубников писал:

В дворянских усадьбах сгустилась вся суть русской культуры; то были интеллектуальные теплицы, в которых распускались самые красивые цветы. Из них вышли Пушкин, Лермонтов, Толстой, Тургенев, Лесков, наши великие писатели, наши лучшие музыканты и поэты. Мы, вышедшие оттуда, любили эти дома с особой остротой. В нас жили туманные страхи. Ходили таинственные слухи о желающих погубить их вместе с нами, что вселяло предчувствие неизбежного бегства. <…> Если русско-византийская культура проявилась в богоносной красоте икон, то эволюция нашего общества после Петра проявилась вовсе не в архитектуре Царского Села или сокровищах, собранных Екатериной в Эрмитаже, а в рождении очень своеобразного и ни на что не похожего мира русских усадеб. 

Этому старо-усадебному увлечению отдали дань многие художники, среди которых далеко не последним был С.Ю.Жуковский (1875-1944), последователь И.И.Левитана, лирический пейзажист, поэт уходящей русской усадьбы, живописатель заката русскаго мiра.


С.Ю.Жуковский в 1911 г. Поступая в Московское Училище, он на два года увеличил свой возраст, почему в биографических материалах годом его рождения нередко указывается 1873-й (подробнее см.: https://enzel.livejournal.com/451885.html)


С.Ю.Жуковский (присел) во время медвежьей охоты в Тверской губ., 1913 г.


Портрет С.Ю.Жуковского работы С.В.Малютина, 1915 г.

Впервые приехав в вышневолоцкий озёрный край в 1903 г., С.Ю.Жуковский посетил многие местные усадьбы (среди них - «Бережок» и «Всесвятское»), но особенно проникся «Островками», в которых провёл, начиная с 1909 г., как считается, семь или восемь сезонов, отразив на своих полотнах и картонах интерьеры и экстерьеры дома, виды парка, озера и окрестностей. Внук Н.П.Милюкова Н.К.Милюков писал в 1916 г. о современных художниках, посещающих эту красивую усадьбу, расположенную на полуострове, вдающемся в озеро Молдино, на котором, напротив усадьбы, находятся два поросших лесом острова; от них усадьба получила своё название. Усадьба Островки изображалась художниками Кондратенко, Холявиным, Аладжаловым, а особенно Жуковским, запечатлевшим в своих многочисленных холстах не только усадьбу Островки со внешним видом её старинного розового дома, но и многие interieur'ы этого старинного дома.


С.Ю.Жуковский в феврале 1923 г. в Москве 

Существует ценное свидетельство уроженца этих мест Н.П.Зубова (оставленное им в 1974 г.), встречавшего С.Ю.Жуковского и бывшего домашним учителем в «Островках», т.е. знавшего и его последних владельцев Красенских:

Каким образом в конце XIX века попал этот молодой художник в наши края? За 20 километров от моей родной деревни Покровское вблизи станции Удомля жил и работал Левитан. Там им были написаны картины «Над вечным покоем» и «Март». Здесь же жили и работали Степанов, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский. Последний в поисках натуры проехал на одну остановку дальше Удомли, до Еремкова, на берега озера Молдино. <…>

«Всесвятское» Жуковский переменил на «Островки», вероятно, потому, что туда переехала семья его брата: Болеслав Юлианович, разбитый параличом, его жена Олимпиада Петровна и их дочь Мария Болеславовна.

Картина «Перед террасой» подтверждает, что в начале 1910-х годов Жуковский жил в «Островках», потому что здесь изображена площадка перед барским домом в этом имении. В просвете видны большой и малый острова, такие же, как и на пейзажах Г. Сороки. На кресле лежит яркая цветистая шаль. В таких шалях ходила жена брата Жуковского Олимпиада Петровна, внешне, по характеру и манере одеваться похожая на цыганку.




Будучи в 1916 году домашним учителем в семье у последних помещиков, владельцев имения «Островки» С.С. и Н.Н. Красенских, я неоднократно слышал за обеденным столом разговоры о том, что здесь жил в прежние годы С.Ю.Жуковский. Оскудевшие помещики круглый год жили в одноэтажном деревянном флигеле, тогда как большой двухэтажный деревянный дом превратился в фамильную реликвию. Начиная с ранней весны и до поздней осени этот дом снимал у Красенских Жуковский на правах состоятельного дачника. Проживая в этом доме в течение ряда лет, он писал его многочисленные интерьеры со всей сохранившейся старинной обстановкой комнат, а также окружающие пейзажи. - http://artpoisk.info/article/vospominaniya_n_p_zubova_o_stanislave_zhukovskom

Имеется план усадьбы «Островки» - изготовленная вручную позднейшая копия оригинала 1903 г.:


В центре, фасадом на север, главный дом, на юг от него, боком - флигель; согласно позднейшей описи, имелся ещё один, гостевой, флигель, но где он среди отмеченных на плане строений, сказать затруднительно


Вот этот одноэтажный флигель, изображённый на картине Г.Сороки 1840-х гг.; часть этого флигеля находится сегодня в д. Лугинино возле с. Молдино


На этой картине С.Жуковского видны и флигель, и главный дом усадьбы. Есть ряд случаев, когда можно сопоставить картины Сороки и Жуковского, написанные примерно с одной точки с интервалом в 60 лет: http://enzel.livejournal.com/406265.html

Удомельский краевед Д.Л.Подушков насчитал около 40 картин художника, посвящённых Островкам и датированных 1909-17 гг., и этот список, по его мнению, далеко не полон. Как замечает краевед, «они дают нам настолько полное представление об усадьбе, что по ним, при желании, вполне можно построить её объёмный макет, или даже воссоздать в былом состоянии». К счастью, основная часть работ сохранилась и находится в различных музеях и частных собраниях.








































Другие картины С.Жуковского см.: http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70849.htm, http://artcyclopedia.ru/zhukovskij_stanislav_yulianovich.htm, http://www.art-catalog.ru/gallery.php?id_psort=2&id_pview=2&count_pic=-1&id_artist=26

«Великая Революция» поставила жирную красную точку в этих барских забавах (что всё же не исключало известной их инерции в новых условиях жизни). С.С.Красенский умер в 1917 г. при неизвестных обстоятельствах. Его старший сын Михаил уехал на белый Юг, где прошёл весь путь Гражданской войны и откуда эвакуировался в Константинополь, а потом в Югославию и Албанию. Возможно, он посещал свою малую родину во время Второй мировой войны (см.: http://enzel.livejournal.com/404209.html). Вдова с дочерью Ниной и младшим сыном Юрием оставались в имении вплоть до его «коммунизации» в июле 1918 г. (в нём на самом деле устроили коммуну - см.: http://enzel.livejournal.com/429814.html), потом перебрались в Петроград, а позднее мать и дочь оказались в Югославии. С.Ю.Жуковский до конца 1919 г. продолжал жить в тех краях, но уже в другом имении – «Павловском» (см.: https://enzel.livejournal.com/451811.html). Позднее он жил в Вятке и Москве, а в сентябре 1923 г. навсегда уехал в Польшу.


Задний фасад главного дома

Удивительно, однако, что, вопреки обыкновению, усадебный дом не пропал, его история сложилась довольно затейливо. Как пишет Д.Подушков, «в 1929 г. его разобрали и перевезли за 25 км (15 км по прямой - С.К.) в пос. Овсище, где поставили прямо на Бежецком тракте фасадом на север. На первом этаже расположилась больница, а на втором устроили квартиры для медработников. Когда в 1935 г. больница переехала в новое здание, на первом этаже разместили аптеку. После закрытия аптеки в 1999 г. в её помещения перевели сельскую библиотеку». В настоящее же время стараниями местных энтузиастов в перемещённом доме создаётся музейный центр с «экспозицией по его истории и галереей репродукций картин, написанных в нём».


Дом Милюковых-Красенских в пос. Овсище, лето 2016 г; см.: http://enzel.livejournal.com/392548.html, http://www.tversvod.ru/event237/




Восстановление дома, лето 2017 г.


Осень 2017 г.


Дом в доме, осень 2017 г.

Вот так, от старинного дворянского гнезда у озера, наполненного подлинными предметами искусства и обстановки, к изуродованному и заброшенному дому-изгнаннику у дороги, в год столетия русской катастрофы наконец ремонтируемому и превращаемому в местный музей с «экспозицией по его истории» и «галереей репродукций» - чем не метафора всего «исторического пути» от 1917 г. до наших дней? О Русь...


Ну а это мой дед во времена, когда он гостил в «Островках». Пусть снимок этот сделан, по всей видимости, не там, но именно таким он был тогда. Благодаря его запискам я попытался узнать и посильно восстановить последний этап истории этой скромной и живописной русской усадьбы.

Благодарю Д.Л.Подушкова за ценные сведения и изобразительные материалы, особливо же - за портрет Н.П.Милюкова, обнаруженный в Историческом музее. И на прощанье: картина С.Жуковского День догорает (1913), всё те же «Островки»:


Tags: imperium rossicum, rossica vs. sovietica, генеалогия, история, культура, метафора, прошлое, семейный архив
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments