?

Log in

No account? Create an account
ПАМЯТИ И.Я.БИЛИБИНА (1876-1942) Сегодня исполняется 140 лет со дня… - НЕСЛУЧАЙНЫЕ ФРАГМЕНТЫ [entries|archive|friends|userinfo]
Сергей Сергеевич Каринский

[ website | Фамильное древо Каринских-Зотиковых-Лупповых ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

[Aug. 16th, 2016|09:40 pm]
Сергей Сергеевич Каринский
[Tags|, , , , , ]

ПАМЯТИ И.Я.БИЛИБИНА (1876-1942)

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения этого самобытного русского художника. Это подходящий повод для републикации очередной мемуарной статьи Н.С.Каринского, напечатанной в американской Русской жизни от 11 сент. 1945 г.


И.Я.БИЛИБИН

Из советских газет узнали, что в граде Петра Великого, нелепо переименованном в Ленинград, умер во время немецкой осады знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин, создатель особого билибинского стиля в русском искусстве.

Но не о месте его в мире живописи, ни о нём, как художнике, будут эти строки.

Здесь я хочу дать несколько штрихов из его жизни, из моих встреч с Иваном Яковлевичем.

Как-то во время одного из моих приездов в СПБ пошли мы с Евгением Ник. Чириковым в клуб художников (не помню его названия).

Там Чириков познакомил меня с Билибиным, которого я знал только по иллюстрациям к сказкам и былинам, по его миниатюрам, концовкам и заставкам, и мы втроём уселись ужинать. За ужином, разговорами и бутылкой вина я скоро сошёлся с Билибиным, и мы выпили на ты.

Я был очарован прежде всего внешним обликом Билибина, его красивой наружностью, вызывающей представление о боярине или дружиннике киевской эпохи. Впоследствии он увековечил себя в этой роли в одной из иллюстраций к сказке, «где царь Дадон в поход пустился, на добра коня садился». Там среди бояр или дружины Дадона находился и сам Иван Яковлевич.

Сошлись мы на одинаковом понимании и любви к старинной русской литературе и языку, к русским сказкам и былинам.

Приблизительно в начале 1-й Великой войны, находясь в Крыму по делам,  я заехал в Батилиман, где были на берегу огромного морского залива Ласпи усадьбы – дачи Билибина и Чирикова.

Там я провёл у Чириковых несколько дней, причём мы трое не разлучались.

В то время была запрещена продажа вина, а нам хотелось спрыснуть нашу встречу. Билибин сказал мне: ты знаком с нашим соседом Шнитниковым. Пиши ему записку, чтобы прислал тебе вина. Мне и Чирикову не даст, так как мы часто к нему обращались, а тебе даст. Он тебя уважает.

Записка была послана, вино получено, и мы просидели на балконе у Чириковых до поздней ночи. Потом пошли провожать Билибина.

Была тихая, тёплая, бархатная крымская ночь. Звёзды на тёмно-синем, почти чёрном небе ярко горели – играли. Было, как у Лермонтова, «в небесах торжественно и чудно», когда «звезда со звездою говорит».

Море едва-едва волновалось, и волны мягко бились о берег, что-то тихо нашёптывая, словно убаюкивая прибрежные скалы и песчаный берег.

Мы, зачарованные, молча сели у самого моря; не хотелось говорить, двигаться, нарушать своеобразную тишину сказочной ночи.

Наконец я и Чириков пошли домой, а Билибин остался на берегу.

Утром он пришёл к завтраку, как всегда в Крыму, в великолепно вышитой русской рубашке-косоворотке, красивый и бледный, и сказал:

Чудная вещь случилась со мной, когда вы ушли. Я остался на берегу моря, завороженный ночью, прислушиваясь к мягкому шороху волн, и вдруг услыхал голос, выходящий из самых глубин моря. Красивый, бесстрастный голос пел песню без слов. Хотелось слушать и слушать без конца. Наконец голос умолк, и я заснул на берегу, убаюканный морем.

Молоденькая, красивая дочка Чирикова Людмила сказала с лёгкой насмешкой:

- Допились, Иван Яковлевич!

Билибин смутился, а я сказал:

- Нет, Милуша, Вы совсем не правы с Вашей насмешкой. Конечно, мы выпили, но ведь вот ни со мной, ни с Вами, ни с кем другим не говорила морская волна, и никому из нас море не пело песен. А вот Билибину пело – талант отмеченный!

Все замолчали, а когда встали из-за стола, Билибин сказал мне, отведя в сторону – спасибо, друг, что заступился. А то девчонка насмешничает, смущает. Знает, что я неравнодушен к ней.

В конце великой войны и в начале гражданской Билибин жил у себя в Батилимане (Билибин – герцог Батилиманский, прозвал я его). Не было ни свечей, ни керосину, и писал он при свете самоделковой лампочки, скудно освещавшей лишь одну часть рисунка. И при таких условиях создал он замечательные вещи, тончайшие узоры.

Там в Батилимане он показал себя также выдающимся портретистом – превосходные портреты Новеллы и Людмилы Чириковых, в которых он был влюблён поочерёдно.

Мила Чирикова была изображена им также в замечательной картине «Стрельчиха». Очаровательная стрельчиха лукаво поглядывает из полуопущенных ресниц.

В Батилимане же Билибин показал мне свой этюд – весна, природа пробуждается, деревья чуть подёрнуты лилово-розоватой дымкой самого начала цветения. Воздух прозрачен, чист и лёгок.

- Я спросил: - это ты изобразил первозданный мир? Рай что ли?

- Нет, ответил И.Я., это Байдарская долина в цвету.

Я приобрёл этот этюд у Билибина, но взять его не смог, так как наступила гражданская война.

Впоследствии в Египте Билибин сделал из этого этюда картину, назвав её «Рай». Картина имела огромный успех на выставке в Каире.

Из  многих других встреч с Билибиным отмечу встречу в Ростове-на-Дону при отступлении Добровольческой армии.

Встретились там четверо друзей: Билибин, Чириков, поэт, беллетрист и общественный деятель, тишайший В.Н.Ладыженский, и я.

Из этих четверых  в живых остался пока - увы! - только один я.

Шумно и весело провели день моих именин, а когда расходились, Билибин задержался и сказал мне: я хочу тебя попросить. Поговори за меня с Милой Чириковой. Я люблю её всей душой, а она не обращает на меня внимания. Девчонка! Насмешница! Ты это понимаешь?

Я ответил: Милочка – красавица. А что, если я, говоря о тебе, не удержусь и начну говорить за себя. Знаешь что? Лучше напиши ей.

- Билибин подумал: да, это будет лучше. Я так и сделаю.

Расстались мы навсегда в Новороссийске. Он уезжал в Египет вместе с Милой и Валей Чириковыми. Оне заболели тифом, а родители их – Евг. Николаевич и Валентина Георгиевна («Валя старшая») – должны были эвакуироваться раньше их выздоровления. Остался около них, как верный рыцарь, Ив. Яковлевич.

Сидели у меня до позднего вечера, до отхода парохода. И не думалось тогда, что мы с Ив. Як. уже никогда не встретимся!

В Египте Билибин был «гостем Английского короля», как написал в одном из своих фельетонов Александр Яблоновский (был напечатан в «Возрождении»), пародируя слова, кажется, Ллойд Джорджа.

А-р Яблоновский был также «гостем Английского короля», т.е. вместе с Билибиным и тысячами русских, эвакуировавшихся из Новороссийска после неудачи Деникинской белой армии, сидел за колючей проволокой в лагере на границе пустыни в Тель-Эль-Кэбире, прозванном русскими с горькой иронией Тель-Эль-Сибирью.

Впрочем, Ив. Яковлевичу вскоре удалось вырваться из лагеря. Он, как мне кто-то рассказывал, получил предложение отправиться в Палестину и зарисовать сохранившиеся там памятники древней палестинской культуры.

Н.Каринский

Нью-Йорк



Портрет И.Я.Билибина работы Б.М.Кустодиева (1901)


Интересная историческая зарисовка с натуры - письмо Е.Н.Чирикова от 2-3 ноября 1917: http://enzel.livejournal.com/414513.html


Урочище Батилиман и бухта Ласпи - самое тёплое и чистое (море) место в Крыму (см.: https://enzel.livejournal.com/463470.html ); автор воспоминаний тоже имел участок в 10 дес. (11 га) где-то неподалеку


Воскресенская церковь в Форосе, 1910-е гг.


Политический плакат работы Билибина 1917 г. Билибин разработал вариант российского двуглавого орла без корон и иных монархических регалий, воспроизводившийся на дензнаках, выпускавшихся Временным пр-вом, а с 1992 г. - на дензнаках РФ.




Стрельчиха  (1919)


Портрет Н.Е.Чириковой (1918)


Портрет Л.Е.Чириковой (1919)


Пароход "Саратов" в новороссийской бухте, февраль 1920 г.


И.Я.Билибин и сёстры Чириковы в Египте


Портрет В.Е.Чириковой (Каир, 1921) и ее фото (Париж, 1927 г.)


Двор мечети Аль-Азар и Университет, Каир (1928)


И.Я.Билибин, 1930-е гг. - масон и возвращенец


Батилиман (1940)


Братская могила на Смоленском кладбище Петербурга

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: yu_sinilga
2016-08-16 07:43 pm (UTC)
Богатая семейная история у Вас.

Впрочем, я Билибина как книжного иллюстратора и орнаменталиста путаю с Борисом Васильевичем Зворыкиным. Они не только схожи манерой рисования, но и умерли в начале 1942 года - но в разных местах.

Билибин "керенки" рисовал, верно же?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2016-08-16 07:54 pm (UTC)
Да, у них есть общее, только Билибин - возвращенец, а Зворыкин - нет. Билибин в 1917 г. придумал керенского двуглавого орла без корон (курёнка-керенка), который стал использоваться и в РФии в 1992 г. Создавал ли он эскизы купюр - не знаю. Помещу в корневой пост один его политический плакат - для полноты впечатлений.

Я это помещаю, потому что это абсолютно недоступные тексты, они есть в двух-трёх американских библиотеках в неоцифрованном виде, и в двух частных домах, в Нью-Джерси и в Москве.

Edited at 2016-08-16 07:58 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yu_sinilga
2016-08-16 08:28 pm (UTC)
И очень хорошо делаете, небезынтересно было прочесть. Подтянусь и я следом за вами с И.А. - запощу картинку Билибина.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2016-08-16 08:31 pm (UTC)
Да, как документ, свидетельство, мемуар. Сам Билибин меня очень мало трогает, в отличие от того же Жуковского. Но поскольку написано родственником - деваться некуда :)

Серков указывает: масон. Мой же родственник и Чириков - ни-ни :)

Edited at 2016-08-24 07:52 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yu_sinilga
2016-08-24 08:34 pm (UTC)
Билибин - масон? Вот оттого и рисовал мертвяков. "Череп и кости".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2016-08-24 08:36 pm (UTC)
Увы... Это как-то угадывалось, некое духовное неблагополучие, а теперь всё подтвердилось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Vladimir Zhdanov
2016-08-25 05:36 am (UTC)
Билибин не масон-а это элементарные Ведические знания любого человека,глубоко понимающих русскую культуру.. если в этих знаниях есть пробел..-то просто прочитайте хотя бы этот кратенький пост.. http://zhdanovpaint.livejournal.com/11819.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2016-08-31 08:42 am (UTC)
В 1928 г. "были посвящены в масонство (ложа "Северная Звезда" - С.К.) художник И.Я.Билибин..." (А.И.Серков. История русского масонства ХХ века. Т.2. с. 98) Он упоминается в этом труде 7 (семь) раз. Это немного, но вполне достаточно. Из этого факта не надо опять же делать неподобающих выводов.

В 1931 г. была утверждена разработанная им печать "Северной Звезды" (там же, с. 112), в 1933 г. он вступил в ложу "Свободная Россия" ( с. 117).

Edited at 2016-08-31 08:58 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Vladimir Zhdanov
2016-08-25 05:47 am (UTC)
Иван Билибин - однозначно лучший русский иллюстратор
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tonnenbaum
2016-08-16 09:18 pm (UTC)

Добрый вечер.

Отличная статья, спасибо. Фигура Билибина, действительно весьма интересна, а судьба его хрестоматийно-показательна.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enzel
2016-08-16 10:03 pm (UTC)

Re: Добрый вечер.

Благодарствую, Иван Анатольевич! Я его мало знаю. Но по стечению обстоятельств (ре)публикую этот материал. Там упоминается известный А.Яблоновский. А был в то же время в эмиграции его одногодок и тоже журналист "Возрождения" С.Яблоновский, в действительности С.В.Потресов, дальний родственник А.Н.Потресова, который в свою очередь был кузеном моей прабабушки со стороны отца, жены брата автора данной статьи. Россия была богата людьми, а совок - убог.

Edited at 2016-08-17 07:08 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: colonel_hunter
2016-08-17 06:51 am (UTC)
Спасибо, интересно.
(Reply) (Thread)