Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
ГОСУДАРСТВО МАССОВОЕ (ДЕМОКРАТИЯ) И ГОСУДАРСТВО НАРОДНОЕ (СОВОК)

Их часто путают, смешивают, ставят рядом как примеры чего-то в принципе общего. При этом либо добросовестно заблуждаются, либо лукавят. Ибо между обоими явлениями – пропасть. Общего у них лишь то, что возникли они одновременно, развивались параллельно, а предшествовало им обоим традиционное общество европейских монархий. Но различие между ними, всё же, куда важнее, поскольку – определяющее.

Заранее оговорюсь, что под «демократией» здесь понимается то, что salery именует демократическим режимом, а не какое-то небывалое идеальное народоправство в сочетании с безупречным правовым порядком, как о том мечтают её лево-либеральные жрецы. История же нас учит, что либо правовой порядок, либо народоправство. При первом мы и имеем, как современную форму его осуществления, демократический режим. При втором же – совок.

Да, совок это и есть народное государство в его исторически возможных формах. Оно появляется при радикальном уничтожении традиционного порядка, с его социальной стратификацией, институтами, традициями и практиками, а главное – самих их носителей, как правящего/культурного слоя. На месте всего этого создаётся государство нового типа, экспериментальное. В чём его главная особенность? В замене традиционной элиты народными выдвиженцами и появлении нового слоя управленцев из народа – номенклатуры (нового класса).

При этом вся политическая субъектность народа без остатка делегируется этому новому правящему слою, кастово-замкнутому, изолированному от широких масс, но в то же время генеалогически, типологически единому с ними. Только в таком виде и возможно народное государство – как власть народа, отчуждённая от народа, реализуемая как бы от его имени, но без его участия. Широкие народные массы могут на начальном этапе ещё взбрыкнуть, но потом им доходчиво объясняют, что этого делать не следует, и они смиряются. И, в общем, довольны, как это ни странно, при всех своих вопиющих лишениях и бесправии. Ибо там наверху – свои, наши, такие же мужики.



Нормальная трансформация традиционного государства в массовое происходит более плавно, преимущественно эволюционно, а если и случаются революции, то только политические, а не социальные, переворачивающие всё вверх дном и самое ценное при этом раздавливающие. В результате сохраняется преемственность – лиц, институтов, практик, традиций. Сохраняются старые семьи и старая собственность, сохраняются те, кто обладает заслуженным и широко признанным авторитетом, может обличать и вести за собой - Люди. Разумеется, всё это помещено уже в новые условия демократических режимов с их всеобщностью и равенством прав и свобод. Однако при сохранении критического уровня исторической социокультурной стратификации это хоть и вредно, но не смертельно: можно править и так, с вынужденными уступками и модными глупостями, но сохраняя главное – естественную, правильную иерархию, обеспечиваемую работающей правовой (и правоохранительной) системой. Правящий/культурный слой, конечно, стал куда как открытее, сравнительно с традиционным порядком, но ядро его не было уничтожено вместе с ним, а уровень рекрутации новичков не превышал неприемлемых, с точки зрения сохранения цивилизованных норм, значений.

Конечно, риск есть и там, институты деградируют, люди ухудшаются, к власти могут прийти опасные девианты – что мы и наблюдаем сейчас в ведущей стране Запада. На наших глазах происходит грандиозный эксперимент по выяснению степени устойчивости правового демократического режима, потенциала ресурсов и эффективности механизмов его самозащиты от случайных деструктивных факторов.

Но у давно состоявшегося и крайне устойчивого народного государства совсем иные проблемы. Они – прямо противоположного свойства. Если там вопрос - в избежании нарушения достигнутого равновесия, в снижении рисков и смягчении последствий от возможных его нарушений, то здесь, напротив, в том, чтобы вытащить махину из ямы слишком устойчивого, какого-то последнего (т.е. смертельного) равновесия. Всё ведь кругом народное, наше, своё – пусть на одном полюсе миллиардеры с яхтами, а на другом оборванцы со «сталиным». Но по сути своей они – одно, и это-то и делает здешнюю ситуацию столь безнадёжной. Ибо форма народного государства может различаться в диапазоне от террористического коммунизма до номенклатурного капитализма, но вот характер правящих лиц, увы, не только не меняется, но я бы сказал, становится всё хуже в смысле своей всеобщей, всепроникающей, безальтернативной народности.





А как могло быть иначе, если создатели народного государства являлись всё-таки продуктом государства традиционного, а вот его последующие правители уже сами были его продуктом, со всем набором понижающих и искажающих влияний и свойств, с неизбежностью от него получаемых. Чудовищный Ленин был сыном д.с.с., с отличием окончил классическую гимназию, говорил своему соседу по парте «вы», хоть и экстерном, но получил высшее образование, стал признанным политическим журналистом и фигурой политической эмиграции, т.е. доказал свою дееспособность. А что Сталин, Хрущёв, Брежнев, Ельцын? А что нынешний человек-ниоткуда? Поэтому тезис о том, что «время лечит» и «долгая история» своё в конце концов возьмёт представляется мне сомнительным, спорным, во всяком случае - недостаточным. Для того чтобы фактор времени, нормальной эволюции заработал, надо сначала создать условия, при которых эта эволюция станет возможной, т.е. надо расчистить дорогу для естественных процессов отбора, конкуренции, мобильности. А с другой стороны, надёжно исключить и обезвредить всё то, что в принципе отрицает эти процессы как враждебные себе. А с третьей, нужно откуда-то взять здоровое ядро, вокруг которого начнётся кристаллизации нормальных социальных структур. Слишком много «если». Поэтому, вопрос пока оставляем открытым. Главное – внешний мир, его динамика. Сейчас же она, пожалуй, не в пользу избавления от совка.



Tags: credo, бесконечный совок, будущее, политология, совкология, социология, сто лет совку
Subscribe

  • (no subject)

    ТАРУССКИЙ ПОЧИН Пишут, что в Тарусе осуществлена топонимическая реституция. Как-то не очень верится, но опровержений тоже нет. Поистине…

  • (no subject)

    НЕМНОГО РУССКОЙ ЖИЗНИ Юзер humus выложил замечательный - к сожалению, неполный - альбом фотографий уваровского имения Поречье в Можайском у.,…

  • (no subject)

    МШАТКА (очередная культурно-археологическая экскурсия) Это татарская деревушка на самой южной оконечности Крымского п-ва, около Фороса. Места не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • (no subject)

    ТАРУССКИЙ ПОЧИН Пишут, что в Тарусе осуществлена топонимическая реституция. Как-то не очень верится, но опровержений тоже нет. Поистине…

  • (no subject)

    НЕМНОГО РУССКОЙ ЖИЗНИ Юзер humus выложил замечательный - к сожалению, неполный - альбом фотографий уваровского имения Поречье в Можайском у.,…

  • (no subject)

    МШАТКА (очередная культурно-археологическая экскурсия) Это татарская деревушка на самой южной оконечности Крымского п-ва, около Фороса. Места не…