Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ТРИ НОВОСЕЛЬЯ

Как известно, в сети гуляет "демотиватор" на основе картины советского художника А.И.Лактионова (1910-1972) Переезд на новую квартиру (1952). Это эталонное произведение плакатного соцреализма позднесталинской эпохи, в одном ряду со сталинским ампиром и Книгой о вкусной и здоровой пище (особенно, издания того же 1952 г.):



Это вселение нередко трактуют как въезд новых жильцов в квартиру репрессированных или даже расстрелянных прежних хозяев, что, конечно же, неверно. Тут - новая квартира, комнату-другую в которой дали этим счастливым советским людям. Да и время было уже не то, когда, действительно, советские люди относительно массово вселялись на освободившуюся площадь врагов народа. То время - тридцатые, эпоха пресловутого большого террора. Но было ведь время ещё раньше, сразу после революционной катастрофы, когда ещё оставались бывшие, которых уплотнял или вовсе вытеснял народ-победитель, в особенности же его большевицкая верхушка. Такого рода явление отразил на своей картине уже не советский, а русский художник, знаменитый автор Купания красного коня К.С.Петров-Водкин (1878-1939). Это картина - Новоселье. Рабочий Петроград (1937):




Особенно говорящ вид из окна с фанеркой в переплёте, в котором синеют крепость и Нева. Это квартира настоящих бывших, высшего разбора, как-никак на самой Дворцовой наб.! Но помимо чисто жанровой нагрузки картина несёт и более глубокие смыслы, отсылая, в частности, к композиции Тайной вечери, глумливо пародируемой в духе нового мира. Вот из чего надо делать "демотиватор" Хорошо, что хозяев расстреляли!  Или даже: Хорошо, что мы победили!

И, для сравнения, третья картина со вселением, Новые хозяева (1913) Н.П.Богданова-Бельского (1868-1945):


Тут изображены новые обитатели дворянской усадьбы, но вселившиеся в неё по праву, законно приобретя её у прежних хозяев или у Дворянского банка, которому имение отошло от заложивших его владельцев. Эта картина отражает бурную социальную динамику Империи последнего её периода, когда происходил энергичный приток новых жителей в верхние этажи здания русского общества. Заметим попутно, что автор картины, в отличие от Петрова-Водкина, не стал осовечиваться, а предпочёл продолжение нормальной жизни в лимитрофной эмиграции, что, увы, не уберегло его от ужасного конца.
Tags: rossica vs. sovietica, история, культура, метафора, скарны, совкология, сто лет совку
Subscribe

  • (no subject)

    ОРУДИЕ АПОКАЛИПСИСА Прочитал, не без усилия, внушительный опус немецкого историка Эвы И. Фляйшхауэр (1942) Русская революция: Ленин и Людендорф…

  • (no subject)

    ЗУРОВ И БРЕШКО-БРЕШКОВСКИЙ Прочитал в начале года два романа Л.Ф.Зурова (1902-1971), Древний путь и Поле. Зуров, без сомнения, очень талантливый…

  • (no subject)

    УДОСТОВЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ (архивные разыскания - 18) Хотя в начале лета я подвел итог моим архивным поискам, не рассчитывая уже пополнить свой улов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments