Скучная дискуссия с деревенским учителем - занудой в ватнике, с топором за поясом и смоляным факелом в руке, предсказуемо себя исчерпала, но проблема-то осталась. Проблема советского мужика, советской идентичности, "нашей родины - СССР", всего этого скрипучего воза "советских достижений и побед", в который впрягаются всё новые поколения и тянут его дальше, всё более при этом удаляясь от России и всё более дичая, азиатизируясь и мужиковея. Народное государство Совок не может изменить своей сущности, изменить себе. Максимум возможного - очередной припадок очеловечивающего мужиковского реформирования - при незыблемости основополагающих устоев и скреп. Каков же может быть выход? И может ли он быть вообще?
По большому счёту, сегодня уже не столь важно, кто там был более "виноват" или даже виноват. Важно другое: что никакой иной России, кроме быстро двигавшейся по пути догоняющей европеизации империи Петра, не было, что все эти народно-крестьянские пряничные утопии - сугубые мечтания, мрии полуобразованного сознания. Что выбор очень прост и ясен: либо продолжение России (что предполагает решительное избавление от вышеозначенной телеги со всем её содержимым), либо продолжение упорствования в "советском выборе прадедов, дедов и отцов", что неминуемо означает путь в окончательное ничтожество. Никакого компромисса тут быть не может. Либо красные тряпки, пентаграммы и пилотки - в топку, либо захлёбывание в советской кроваво-навозной жиже.
В отношении "советского выбора" надо раз и навсегда понять, что он был гигантской исторической ошибкой, результатом обмана и помешательства, и что весь труд и все жертвы, положенные на его реализацию - улетели и растаяли, как дым. Надо это просто признать и перестать пытаться придавать жизням своих предков какой-то иной смысл, кроме частно-семейного, родового. В общественном плане они все - обманутые вкладчики, неудачники, банкроты - независимо от сферы приложения их труда. Ибо всё предприятие, в котором они служили и которому жизни свои отдавали, было изначально всемирным надувательством, построенном на обломках настоящей России, ради которого её и уничтожили. Вот поймите всё это и делайте выводы, как быть дальше, милые деревенские учителя. А топорики свои и факелы выбросьте, не смешите людей. Смирение и покаяние.

1928 г.

1926 г.

2017 г.