Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
5. О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТОВ

Все очень просто, если в двух словах. Поэты это те, кто стоит между массой идущих широкими воротами и горсткой избравших путь сквозь узкие ворота. Путь праведников и просто людей церковных кажется массовому человеку непосильным, а многие и не знают по-настоящему о нем. И это понятно: раскол людей зашел так далеко, что вырастают целые поколения, не ведающие об ином пути кроме обычного мирского пути в никуда. Сказать им, что вот мол есть истинный путь, и указать на отказавшихся от мирских соблазнов не поможет и не достаточно для того, чтобы те действительно поняли, что в самом деле есть два пути. Слишком ярок свет для них, он их ослепляет, и они только скорее закрывают ладонями глаза и убегают в привычную им обстановку духовного мрака. Здесь нужно более «мягкое» средство – пример людей, тоже живущих в мире, но чье существование как бы приоткрывает нечто иное, говорит об ином плане и отличных от сугубо мирских возможностях. Такими людьми и являются истинные поэты. Они как бы предваряют начало пути, ведущего к праведной жизни и в конце концов к спасению. Сами они отнюдь не всегда праведники и даже скорее наоборот. И более того, в них и в том, что они делают, легко может поселиться искусительная сила – и тогда они обращаются в лжепророков и апостолов зла. Но правда истинной поэзии такова, что она обязательно встряхнет дремлющую душу обывателя и заставит его раскрыть глаза и вглядеться сначала в мир, а потом и в самого себя. Истинная поэзия приоткрывает сокровенное, заражает душу очистительной тревогой и, главное – но сколь мало таких поэтов! – указывает на путь, по которому надлежит следовать пробудившемуся от мирского сна человеку. Я бы указал на Хомякова, Тютчева и, конечно, Пушкина, хотя и не во всем объеме его творчества: в лучших своих исповедальных стихотворениях он приближается к чему-то истинному. Конечно, сюда же стоит отнести, и с меньшими оговорками, Державина, а из современных, пожалуй, Бродского. Важен еще и сам облик, фигура поэта, как символ чего-то все же «не от мира сего», хоть и не в строго евангельском смысле. Оторванным от общения с Церковью людям она, эта фигура, может внушить мысль об ином плане существования, дать повод задуматься о своем жизненном пути, критически взглянуть на себя и на мир. Словом, пока жива среди людей традиция истинной поэзии, есть и возможность у тех, кто устремился со всеми к погибели, свернуть с торной дороги. Но конечно, шанс этот слишком невелик.

Октябрь 1988 г.
Tags: из секретера
Subscribe

  • (no subject)

    ПАЛИЦЫНЫ: 2-я ВЕТВЬ (продолжение) Теперь переходим к той линии 2-й ветви, представители которой были моими предками. Чтобы было проще: одним из…

  • (no subject)

    ПАЛИЦЫНЫ: 2-я ВЕТВЬ Как у всякого старого рода - а это род из 6-й части ДРК, - у Палицыных есть своя легенда. Она относит его начало к…

  • (no subject)

    НЕИЗВЕСТНОЕ ИНТЕРВЬЮ С.В.ВОЛКОВА Давно я ничего тут не писал, особенно относящегося к политике, но вот юзер Alex Ver-gin опубликовал на фейсбуке…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments