Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
О С.Ю.ЖУКОВСКОМ (1875-1944)

Поскольку время от времени я помещаю картины этого художника и уделил ему довольно много места в одном из наиболее важных моих постов, я решил, что настала пора остановиться на его личности поподробнее, во всяком случае - изложить событийную канву его жизни. Это тем более стоит сделать, что главный источник сведений о Жуковском, книга М.И.Горелова (М., 1982), труднодоступен. Я буду следовать главным образом ей, дополняя и иллюстрируя содержащиеся в ней положения.

Станислав Юлианович Жуковский родился в польской дворянской семье в Волковысском у. Гродненской губ., т.е., по старой имперской классификации, в Литве. Его родители оказались там не по своей воли, а в результате санкций, под которые попал его отец за участие (пусть и не самое активное) в Январском восстании 1863 г. Он был лишен прав состояния и права владения недвижимостью в польских губерниях. Имение Старая Воля, где прошло детство будущего художника, было взято в аренду, его же обитатели значились гродненскими мещанами.


Бессонная ночь. Светает (1903). На этой картине изображен дом в Старой Воле. На переднем плане женщина, которую принято считать матерью художника Марией, но позировала его первая жена Александра (ур. Игнатьева, 1871-1941)

Отец, Юлиан Жуковский, был суровым и не слишком культурным человеком, в отличие от матери, получившей образование во Франции. Она довольно рано умерла, оставив троих детей: старшего Болеслава, среднюю Серафиму и младшего Станислава, бывшего на одиннадцать лет моложе брата. В будущем судьбы братьев окажутся тесно связаны: парализованный Болеслав будет находиться под опекой младшего брата, который покинет Россию лишь после смерти старшего и его жены в начале 1920-х годов. Присутствие же сестры в жизни Станислава практически не заметно.

Станислав сначала недолго учился в классической гимназии в Варшаве, а затем был переведен в Белостокское реальное училище, где и получил свои первые уроки рисования, дополнительно занимаясь и живописью с местным преподавателем. В 1892 г., в тайне от отца, происходит поступление юного Жуковского в Императорское Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Отец был категорически против подобного выбора, и, чтобы поступить самостоятельно, как совершеннолетний, Станислав прибавляет себе два года, что лишает его возможности быть принятым в качестве ученика и получать пособие. Он становится вольнослушателем, платя за учебу 50 руб. в год  (ученики платили 30 руб. и имели другие льготы).


Императорское Московское Училище (известный дом Юшкова на Мясницкой) за шесть лет до поступления в него С.Жуковского


С.Жуковский в год поступления в Училище - 1892 г.

Учеба складывается в целом удачно. Не совсем понятен только источник доходов. Видимо, уже с первых годов обучения молодой художник зарабатывает своим ремеслом. Его учителями в Училище были С.А.Коровин, Н.А.Касаткин, А.Е.Архипов, К.А.Савицкий, Л.О.Пастернак - если говорить об учителях официальных, чьи классы Жуковский посещал. Но были еще два неформальных - В.Д.Поленов и, особенно, И.И.Левитан. Позднее Жуковского будут считать учеником Левитана по преимуществу и даже его продолжателем. Помимо чисто художественного влияния, роль Левитана была в том, что он открыл для пейзажистов своей школы вышневолоцкий озерный край (окрестности озер Песьво, Удомля, Молдино), сделавшийся местом работы и проживания целого ряда художников, включая Жуковского (подробнее об этом см.: http://enzel.livejournal.com/389861.html).

В 1897 г. Жуковскому, наконец, после нескольких безуспешных попыток, удается перевестись в ученики, он женится на ученице Училища А.А.Игнатьевой (бывшей четырьмя годами его старше) и надолго поселяется с ней в меблированных комнатах С.-Петербург на Каланчевской ул.


Каланчевская ул., д. 11, где помещались меблированные комнаты "С.-Петербург" и где Жуковский со временем открыл свою двухгодичную школу живописи и рисования

Всю вторую половину 1890-х Жуковский продолжает свое художественное образование, подает прошение о заграничной командировке, но получает отказ, возможно, связанный как со вскрывшимся подлогом, так и с политически неблагонадежным происхождением ученика - бывшего на самом деле эталоном аполитичности. За картину Лунная ночь (1899) Жуковский был удостоен Большой Серебряной медали и звания классного художника Московского художественного общества (до того он уже стал неклассным художником, что означало исключение из податного состояния - постепенное преодоление последствий отцовского инсургентства).



Жуковский был чрезвычайно трудолюбив, дисциплинирован и целеустремлен. В сочетании с его большим талантом это привело к быстрому успеху, как среди коллег и знатоков, так и у более широкой культурной публики. Вначале он примыкает к поздним передвижникам, но позднее участвует и в выставках мирискусников, занимая промежуточное положение между старомодным реализмом первых и откровенным эстетизмом вторых. Такая пограничность была характерна и для ряда других членов возникшего в 1903 г. Союза русских художников, активным участником которого со временем стал Жуковский.


С тремя двоюродными сестрами, нач. 1900-х годов


Композиция, существующая в ряде вариаций и названий: Вечерний аккорд (1902), Последний аккорд (1904), Вечерний интерьер (1909) и считавшаяся Жуковским одним из лучших своих произведений. Позировала за роялем жена, А.А.Жуковская

Как уже говорилось, в 1906 г. Жуковский открыл свою двухгодичную школу, которая сначала располагалась в гостинице С.-Петербург, а с 1908 г. уже в его просторной квартире в доме Бахрушина в Козицком пер. (д. 2), против магазина Елисеева, две комнаты которой занимала школа, а одну - собственная мастерская художника. Школа Жуковского не ставила целью дать полноценное художественное образование, она давала лишь общую подготовку, позволявшую в дальнейшем выбрать путь для продолжения обучения - разумеется, в том случае, если для этого выявлялись основания. Наиболее известным - впоследствии - учеником этой школы был В.В.Маяковский. Ее в разное время окончили и две женщины, ставшие новыми спутницами жизни Жуковского: балтийка Маргарита Кёниг (1878-?) - в 1911-16 гг., и, по-видимому, обрусевшая полька Софья Кваснецкая, сделавшаяся официальной женой художника в 1917 г., когда большевицкая революция упростила процедуру развода и бракосочетания до предела. В 1907 г. Жуковский был избран почетным академиком С.-Петербургской Императорской Академии художеств - тридцатью одним голосом против одиннадцати. В 1911 г. он баллотировался уже в действительные члены Академии, но неудачно.


С.Ю.Жуковский в 1911 г. Справа - фотокопия пастельного портрета М.Ю.Кёниг работы С.В.Малютина (1914 г., РГАЛИ); местонахождение оригинала неизвестно. Неясна судьба и самой М.Кёниг. "Вся Москва" за 1913 г. указывает ее адрес: Благовещенский пер., 6


С.Жуковский в своей мастерской в Козицком пер., 1913 г. ("Огонёк", 1914 г., № 8)


Настурции, 1915 г. Вполне возможно, что это интерьер квартиры или мастерской художника


За столом, 1916 г. - комната в квартире Жуковского на Пречистенском б-ре, а в ней - его племянница Ирена

После 1915 г. Жуковский переезжает в свою последнюю московскую квартиру, по адресу: Пречистенский б-р, 25, кв. 8, с большим вкусом обставленную старинной мебелью, декорированную разнообразными предметами искусства, в которых он знал толк. Неясно, продолжала ли в эти последние годы функционировать его школа - справочник Вся Москва об этом умалчивает. Эту квартиру художник с супругой покинули весной 1918  г., поселившись вместе с семьей больного брата в имении Павловское Вышневолоцкого у. Тверской губ., откуда в конце 1919 г. перебрались в относительно сытую Вятку. В мае 1921 г. они вернулись в ту же квартиру, разумеется, уплотненную, чтобы покинуть ее уже навсегда в сентябре 1923 г.


Пречистенский (Гоголевский) б-р, 25; современная кв. 8 - в первом этаже, справа от двери в подъезд. Но вполне возможно, что нынешняя планировка и нумерация отличаются от тех, что были при Жуковском, и что его квартира располагалась выше (снимок 2018 г.)

Жуковский был моден и высоко котировался как художник. При этом он был замкнут, трудно сходился с людьми и предпочитал узкий круг близких родственников и друзей. Главным его увлечением, после искусства, была охота. Охотился он в том числе и на медведей:


С убитым зверем. Справа - А.В.Моравов. Тверская губ., 1913 г.


Зимой 1914 г.


Зима, 1915 г. Весьма нетипичная для Жуковского картина: деревня, крестьяне, лошадь. Все-таки жанристом он не был, что дополнительно отстраняло его от поздних передвижников с их унаследованным от отцов сочувственным вниманием к жизни народной

В 1915 г. один из его друзей, художник С.В.Малютин, создает пастельный портрет Жуковского, считающийся лучшим его изображением:



Жуковский не интересовался общественными вопросами. Он был прирожденным интровертом и пассеистом, т.е. смотрел преимущественно внутрь самого себя и в прошлое, и если и проявлял некий гражданский интерес, то, главным образом, к проблеме сохранения художественного наследия, к фиксации которого все более обращался по мере приближения России к близкому концу. Осенью 1916 г., по приглашению гр. Н.С.Брасовой, он пишет ряд интерьерных картин в великокняжеском имении Брасово:


Комната в Брасово

Летом следующего, революционного уже года он получает разрешение гр. С.Д.Шереметева писать интерьеры Кускова:


Малиновая гостиная. Кусково

В это же время сорокадвухлетнего почетного академика призывают в армию. Коллективное письмо группы художников в адрес Керенского получает удовлетворение: 14-го июля Временное правительство издает распоряжение "Об освобождении от военной службы художников, выдвинувшихся своими дарованиями и имеющих заслуги перед русским искусством", под действие которого попал и Жуковский. Однако сняться в военной форме он успел:



Покинув революционную Москву, а затем и Тверскую губ., Жуковский со своей второй женой в 1920-21 гг. обосновался в Вятке, где они жили в неблагоустроенном домике, изображенном одним местным художником. Там Жуковский писал виды суровой местной природы, явно тоскуя по одомашненной усадебной природе Средней России.



В мае 1921 г. они вернулись в Москву, где прошли последние два года их подсоветской жизни. По-видимому, главным событием этих лет стало столкновение Жуковского с А.М.Эфросом (1888-1954), написашим в конце 1921 г. резкую критическую статью, в которой лишал творчество Жуковского всякого значения в условиях строительства нового мира, по сути дела сбрасывая художника с парохода современности, а его произведения, пейзажи и интерьеры, уподобляя уличной красавице. Жуковский приходил в себя после этого удара ровно месяц, а потом решился на поступок.


- Вы рецензент Эфрос и это вы писали? Получив утвердительный ответ, Жуковский, подойдя влотную к Эфросу, дал ему пощечину и затем вторую пощечину журналом, после чего бросил на пол журнал и удалился.

Понятно, что этот инцидент не пошел на пользу художнику и, по всей видимости, оказал немалое влияние на принятие решения об отъезде в Польшу, состоявшемся осенью следующего года.




Супруги Жуковские в квартире на Пречистенском б-ре в феврале 1923 г., за полгода до отъезда в Польшу


Жуковские в Варшаве, 1926 г.

Польский период жизни и творчества Жуковского известен хуже. В случае советских искусствоведов причина лежит на поверхности, отношение же поляков требует некоторого пояснения. Да, на историческую родину (а малая родина Жуковского вошла в состав территории Польши по Рижскому договору) вернулся большой художник, мэтр, но, во-первых, он слишком уж русский, а, во-вторых, какой-то старомодный. Польша смотрела почти исключительно на Париж, а Жуковский был совсем не парижанин, и даже не петербуржец-мирискусник, а именно что москвич. Конечно, он выставлялся, покупался, экспонировался заграницей, но все это с некоторым холодком безразличия со стороны местной критики. Правда, благодаря Рижскому договору, в пределах вновь учрежденной Польши сохранился ещё на двадцать с лишним лет тот самый усадебный мир, который был так дорог Жуковскому. Он вновь, как и в дореволюционной России, подолгу жил в имениях, писал их интерьеры и парки.


Усадьба летом, 1936 г.


Вид из окна, 1936 г.


Окно, 1937 г.


Дорожка в саду, 1938

В тридцатых годах из-за экономического кризиса спрос на картины упал. Едва ли случайно в это время на горизонте показываются старый - ещё с 1913 г. - приятель-художник И.И.Бродский и первая жена А.А.Жуковская. Вместе они пытаются уговорить Жуковского вернуться в СССР, суля ему всяческие блага. Он вежливо им отвечает, ссылается на новые нити, связывающие его с жизнью в Польше, и в конце концов предлагает "дорогому другу" на некоторое время отложить хлопоты о моем приезде. Эти хлопоты имели тот лишь результат, что советская закупочная комиссия приобрела ряд польских работ Жуковского для последующего их распределения по музеям.


А.А.Жуковская, 1921 г.

А.А.Жуковская причастна и к созданию последней известной в СССР довоенной картины своего бывшего мужа, носящей название Красная комната (1939). Она написана в соответствии с пожеланием её подруги, арфистки В.Г.Дуловой, которая, в ответ на вопрос-предложение А.Жуковской, сказала, что хотела бы иметь картину с изображением комнаты с обстановкой красного дерева, букетом цветов и раскрытым окном. Но самому Жуковскому это было сформулировано несколько иначе - как желание иметь красную комнату. Спустя год картина была прислана с сопроводительным письмом, в котором говорилось, что художник был озадачен сложностью поставленной темы, но в течение года увлеченно работал над ней.



А дальше была война. По-видимому, всё было ничего в генерал-губернаторстве до момента катастрофического по своим последствиям Варшавского восстания августа 1944 г. Жуковский жил в Варшаве, неясно, была ли тогда с ним вместе его жена. Часть своих картин он отдал на хранение в антикварный магазин, они пропали. При подавлении восстания его, как и множество варшавян, выселили из города в пересыльный лагерь в Прушкове, к западу от Варшавы. Там он и умер в конце 1944 г., без точной даты смерти - похоронен в общей могиле.


Прибытие беженцев в Прушков

У С.Ю.Жуковского не было детей. У его брата Болеслава была дочь Мария (1902 - после 1945), замужем за Ф.И.Подвигиным, у сына которых, Н.Ф.Подвигина (1934-2011), родились две дочери, Дарья и Марья, ныне проживающие в Петербурге.


Станислав Жуковский едва ли может быть назван великим художником, к нему плохо подходят казенные эпитеты большой, значительный, крупный. Но он - художник истинный и чистый, милостью Божьей, и благородный человек. Его жизнь пришлась на время пика русской имперской культуры, что символически запечатлелось в судьбе этого польско-русского дворянина и москвича.
Tags: imperium rossicum, photo, история, культура, эмиграция
Subscribe

  • (no subject)

    ОРУДИЕ АПОКАЛИПСИСА Прочитал, не без усилия, внушительный опус немецкого историка Эвы И. Фляйшхауэр (1942) Русская революция: Ленин и Людендорф…

  • (no subject)

    ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В своем недавнем посте С.В.Волков употребил на редкость удачный термин: идеологическая революция (см.:…

  • (no subject)

    ПУТИНСКАЯ ДВАДЦАТИЛЕТКА Ну вот, приблизился этот миг - 20 лет назад Ельцын покинул пост, передав бразды правления молодому и невзрачному,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • (no subject)

    ОРУДИЕ АПОКАЛИПСИСА Прочитал, не без усилия, внушительный опус немецкого историка Эвы И. Фляйшхауэр (1942) Русская революция: Ленин и Людендорф…

  • (no subject)

    ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В своем недавнем посте С.В.Волков употребил на редкость удачный термин: идеологическая революция (см.:…

  • (no subject)

    ПУТИНСКАЯ ДВАДЦАТИЛЕТКА Ну вот, приблизился этот миг - 20 лет назад Ельцын покинул пост, передав бразды правления молодому и невзрачному,…