Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
КРЫМ В МАЕ: СИМЕИЗ
(культурно-археологические экскурсии)

Вновь посетил крымское южнобережье и снова остановился в Симеизе. Этот курортный поселок заметно отличается от своих соседей, прежде всего, близкой Алупки, тем, что развивался как дачно-усадебная местность по единому плану. Это произошло благодаря воле главного землевладельца И.С.Мальцова и его ближайшего помощника инженера Я.П.Семенова, которых с полным правом можно считать отцами-основателями Нового Симеиза (максимально полный исторический каталог симеизских дач: http://simeiz.gardenacademia.com/).


Ген. от инфантерии в отставке И.С.Мальцов (1847-1920) и ген.-м. в отставке Я.П.Семенов (1850-1921) - две жертвы большевицкой политики уничтожения русской элиты

Современная исследовательница Симеиза пишет: получив в наследство имение Симеиз, Иван Сергеевич вместе с братом Николаем Сергеевичем задумали превратить его в фешенебельный курорт и пейзажный парк. Одной из первых построек был дом И.С.Мальцова на мысе Ай-Панда... Отличие эстетики Симеиза от других посёлков южнобережья заключается в том, что до начала строительства был разработан план обустройства посёлка, с конкретными предписаниями – что и как строить, сажать и возводить, с разбивкой и устройством улиц и дачных участков при них. Участки в поселке продавались только при условии последующего строительства дач и пансионов по предлагаемому плану. Дачи и пансионы построены в разных стилях – модерн, классицизм, венецианская готика, итальянское барокко. Все эти постройки очень умело и лаконично вписаны в крымский пейзаж. Помимо архитектуры, большую ценность представляло убранство дач - живопись, скульптура, графика, музыкальные инструменты, библиотеки, мебель и прочие ценности. Это был фактически рассредоточенный по местности музей.


Дом И.С.Мальцова - первоначальный вид

После столетия народовластия этот дом, вполне ожидаемо, утратил былой шик, но все же сохранился в главных своих линиях и объемах.


Левое крыло и сад, вдали - одна из визитных карточек Симеиза, вилла "Мечта", находящаяся в затяжной "реставрации"

Поскольку в РФ нет реституции прав собственности, однажды украденное продолжает переходить из рук в руки. Сейчас как раз затянувшийся пересменок между старым и новым мнимым собственником, благодаря чему в мальцовском доме можно проводить культурно-мемориальные мероприятия, посвященные прошлому Симеиза, трагическим судьбам его основателей и обитателей. В этом году уже в третий раз подряд проходил такой памятный вечер-концерт.



В крошечном поселке практически нет никакой культурной жизни, поэтому майские концерты стали для него заметным событием:


Симеизцы внимают музыке. На заложенном камине горят свечи, над ним - старинный гобелен, на стенах - портреты людей минувших лет - законных владельцев местных усадеб. Вот видеорепортаж об этом событии: https://www.youtube.com/watch?v=o3SpU2pn76Q.

Перед началом концерта его организаторы обратились к аудитории с такими словами:

Культурный ландшафт, создаваемый человеком, неразрывно связан с условиями социальной и правовой среды. Как известно, декретами большевистского правительства российское право было упразднено как таковое. Политическая ситуация в Крыму 1917-1920 гг. отличалась крайней нестабильностью, несколько раз менялась власть. Но окончательное разрушение исторического правового устройства Крыма произошло в конце 1920 г., после эвакуации армии бар. П.Н. Врангеля и занятия Крыма большевиками, вслед за чем всё имущество было отобрано у владельцев. Сначала новая власть не совсем понимала, как поступить с насильственно отчуждённой собственностью. Скоро выяснилось, что содержание имений и дач обходится очень дорого и невозможно за счет доходов от сельскохозяйственных угодий. Потом появилась идея отдать дачи под санатории и дома отдыха для лечения раненых красноармейцев. Коллекции искусства, старинной мебели, ковров, картин, гобеленов, фарфора, ювелирные украшения, личные вещи – всё подлежало принудительному изъятию. Львиная доля убранства и ценностей, отобранных у владельцев, была продана за бесценок как «сырьё» согласно постановлению СНК от 26 октября 1920 г. «О сборе и продаже за границей антикварных вещей», или пропала вовсе. Какая-то часть ценностей попала в музеи, при этом зачастую нарушался принцип коллекций, собраний и гарнитуров. В 1990-х гг., в результате открытия ранее засекреченных архивов, обнаружено около ста актов обследования поместий южного побережья, отражающих масштабы и состав отобранного имущества. Для большинства усадеб и дач южнобережья эти акты являются чуть ли не единственным доказательством существования некогда в Крыму ныне утраченных или находящихся в жалком состоянии прославленных шедевров дворцово-паркового искусства ХIХ - начала ХХ вв.

Разрушение правовых основ России и уничтожение культурообразующего слоя с неизбежностью привели к разрыву культурной традиции, человеческим жертвам, оскудению и разрушению культурного ландшафта, непоправимому ущербу для историко-культурного наследия Крыма и Симеиза в частности.


В отличие от дома И.С.Мальцова, в котором располагался детский санаторий, дача Я.П.Семенова была заселена народом, продолжающим жить в ней и сейчас. Вот так она выглядела в свое время:



А вот ее современный вид, точнее, правого ее крыла:





Из-за всех этих новообразований дом официально посчитали утратившим статус памятника истории, чего его жители откровенно добивались, а "культуроохранные органы" пошли на это, чтобы не создавалась социальная напряженность. Если дом не имеет такого статуса, проще расширяться, так что теперь он может и вовсе исчезнуть под напором народного зодчества.

На фоне старых вилл и пансионов, либо ставших советскими здравницами, либо превратившихся в жилкоммуны (теперь гордо именуемые ТСЖ, причем иной раз с указанием имени исторического владельца или названия дома), есть и редкие исключения в лучшую сторону, в частности, б. пансион Александровой-Дольник, в котором я остановился уже во второй раз.


Старый вход с дороги, теперь являющийся изящной беседкой, увитой глициниями


Задний фасад пансиона


Холл: остатки былого декора и старая входная дверь


Секвойе перед моим балконом свыше ста лет


Вид на морской фасад с балкона


Глицинии


В ремонтируемой гостиной с двумя каминами (разумеется, заложенными) - историческая фотография здания


Сад и домик


Дорожка за домом


Балюстрада и море


Балкон вечером

Продолжение следует



Tags: imperium rossicum, in memoriam, photo, rossica vs. sovietica, история, культура, лирика, правосознание, путешествия
Subscribe

  • (no subject)

    ОРУДИЕ АПОКАЛИПСИСА Прочитал, не без усилия, внушительный опус немецкого историка Эвы И. Фляйшхауэр (1942) Русская революция: Ленин и Людендорф…

  • (no subject)

    ЗУРОВ И БРЕШКО-БРЕШКОВСКИЙ Прочитал в начале года два романа Л.Ф.Зурова (1902-1971), Древний путь и Поле. Зуров, без сомнения, очень талантливый…

  • (no subject)

    ТАРУССКИЙ ПОЧИН Пишут, что в Тарусе осуществлена топонимическая реституция. Как-то не очень верится, но опровержений тоже нет. Поистине…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    ОРУДИЕ АПОКАЛИПСИСА Прочитал, не без усилия, внушительный опус немецкого историка Эвы И. Фляйшхауэр (1942) Русская революция: Ленин и Людендорф…

  • (no subject)

    ЗУРОВ И БРЕШКО-БРЕШКОВСКИЙ Прочитал в начале года два романа Л.Ф.Зурова (1902-1971), Древний путь и Поле. Зуров, без сомнения, очень талантливый…

  • (no subject)

    ТАРУССКИЙ ПОЧИН Пишут, что в Тарусе осуществлена топонимическая реституция. Как-то не очень верится, но опровержений тоже нет. Поистине…