Тема о русском и советском бесконечна. Что из них первично? На первый взгляд, ответ, как будто, очевиден: конечно же русское. Однако, скорее всего, оба эти начала сосуществовали бок о бок в течение веков русской (все-таки русской!) истории. Только слова такого – советский – тогда не знали.
Как известно, существует подход к анализу русской этничности и культуры с позиций поэлементного состава, рассмотрения их как соединения и взаимодействия разных традиций. Есть славянская компонента, есть скандинавская, есть византийская, ордынская, какие-то еще. Не вдаваясь в слишком глубокие частности, на самом общем уровне допустимо, наверное, свести все это многообразие к двум противостоящим друг другу началам: условно говоря, хтоническому и европейскому. Главным носителем первого начала была русская земля, т.е. русское крестьянство, тогда как европейское начало шло через духовные и светские верхи, воспринимавшие европейскую культуру из ее более-менее аутентичных центров и распространявшие ее на подвластных им ареалах. Хтоническое начало обуздывалось, упорядочивалось, оформлялось внешними воздействиями европеизированных (и просто европейских) властных культуртреггеров, что стало особенно очевидно начиная с царствования Петра I. Разумеется, процесс этот протекал неровно, сопровождался жестокими эксцессами прорыва хтонических разрушительных энергий, что находило свое выражение в многочисленных крестьянских войнах и бунтах вплоть до «иллюминаций» 1917 г.
По-видимому, начиная с какого-то момента, можно было рассматривать хтоническое начало русской жизни как некий «пережиток», иными словами, как нечто лишь недооформленное, недоевропеизированное, но потенциально вполне могущее стать европеизированным, окультуренным началами европейской цивилизации*). К сожалению, соотношение европейской скорлупы и хтонического ядра в случае русской цивилизации было все еще слишком не в пользу первой и, соответственно, представляло нешуточную потенциальную угрозу судьбам последней. Что и подтвердилось в событиях русской Катастрофы 1917 г., когда эта скрепляющая европейская оболочка была прорвана, и на бескрайние русские просторы вытекли потоки раскаленной хтонической магмы, выжигающие все попадающиеся на их пути объекты европейской цивилизации и культуры, и в первую очередь такие основополагающие ее институты как власть, собственность, церковь.
Ставя эту грандиозную и беспрецедентную по своим масштабам и радикализму Катастрофу в ряд аналогичных событий предшествующей русской истории, мы не должны игнорировать и новых признаков, выделяющих ее из этого ряда. Главным из них представляется этническая метисация за счет активного внедрения в автохтонную русскую толщу инородческих, в первую очередь еврейских, кавказских и тюркских элементов, т.е. ее отчетливая азиатизация. В результате уничтожения европеизированного русского слоя и соединения низовой толщи с азиатскими инородцами, при ведущей роли последних, и возникла новая, советская, этничность.
________________________________________
*)Здесь уместно напомнить о том, что Д.Е.Галковский вообще отказывает в определении "русский" стомиллионной крестьянской толще, полагая таковыми лишь представителей исчезнувшего в результате Катастрофы сравнительно тонкого слоя русских европейцев. В таком случае, уместно говорить о "простом народе" лишь как о потенциальных русских, способных стать русскими только в ходе процессов европейского окультуривания.