Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Category:
СОВЕТСКОЕ КАК ХТОНИЧЕСКОЕ

Тема о русском и советском бесконечна. Что из них первично? На первый взгляд, ответ, как будто, очевиден: конечно же русское. Однако, скорее всего, оба эти начала сосуществовали бок о бок в течение веков русской (все-таки русской!) истории. Только слова такого – советский – тогда не знали.

Как известно, существует подход к анализу русской этничности и культуры с позиций поэлементного состава, рассмотрения их как соединения и взаимодействия разных традиций. Есть славянская компонента, есть скандинавская, есть византийская, ордынская, какие-то еще. Не вдаваясь в слишком глубокие частности, на самом общем уровне допустимо, наверное, свести все это многообразие к двум противостоящим друг другу началам: условно говоря, хтоническому и европейскому. Главным носителем первого начала была русская земля, т.е. русское крестьянство, тогда как европейское начало шло через духовные и светские верхи, воспринимавшие европейскую культуру из ее более-менее аутентичных центров и распространявшие ее на подвластных им ареалах. Хтоническое начало обуздывалось, упорядочивалось, оформлялось внешними воздействиями европеизированных (и просто европейских) властных культуртреггеров, что стало особенно очевидно начиная с царствования Петра I. Разумеется, процесс этот протекал неровно, сопровождался жестокими эксцессами прорыва хтонических разрушительных энергий, что находило свое выражение в многочисленных крестьянских войнах и бунтах вплоть до «иллюминаций» 1917 г.

По-видимому, начиная с какого-то момента, можно было рассматривать хтоническое начало русской жизни как некий «пережиток», иными словами, как нечто лишь недооформленное, недоевропеизированное, но потенциально вполне могущее стать европеизированным, окультуренным началами европейской цивилизации*). К сожалению, соотношение европейской скорлупы и хтонического ядра в случае русской цивилизации было все еще слишком не в пользу первой и, соответственно, представляло нешуточную потенциальную угрозу судьбам последней. Что и подтвердилось в событиях русской Катастрофы 1917 г., когда эта скрепляющая европейская оболочка была прорвана, и на бескрайние русские просторы вытекли потоки раскаленной хтонической магмы, выжигающие все попадающиеся на их пути объекты европейской цивилизации и культуры, и в первую очередь такие основополагающие ее институты как власть, собственность, церковь.

Ставя эту грандиозную и беспрецедентную по своим масштабам и радикализму Катастрофу в ряд аналогичных событий предшествующей русской истории, мы не должны игнорировать и новых признаков, выделяющих ее из этого ряда. Главным из них представляется этническая метисация за счет активного внедрения в автохтонную русскую толщу инородческих, в первую очередь еврейских, кавказских и тюркских элементов, т.е. ее отчетливая азиатизация. В результате уничтожения европеизированного русского слоя и соединения низовой толщи с азиатскими инородцами, при ведущей роли последних, и возникла новая, советская, этничность.
__________________________________________
*)Здесь уместно напомнить о том, что Д.Е.Галковский вообще отказывает в определении "русский" стомиллионной крестьянской толще, полагая таковыми лишь представителей исчезнувшего в результате Катастрофы сравнительно тонкого слоя русских европейцев. В таком случае, уместно говорить о "простом народе" лишь как о потенциальных русских, способных стать русскими только в ходе процессов европейского окультуривания.
Tags: contra sovok, история, метаистория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments