Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
ШИРОПАЕВ И ДР.

Открыл тут для себя творчество публициста А.Широпаева: http://shiropaev.livejournal.com/.
Я и сам некоторое время назад проталкивал идею "Северо-Западной Руси", но здесь, у Широпаева, все серьезнее и системнее: полная смена государственной парадигмы, переход на другую историческую традицию: от централистской "азиатской" Москвы к вольному "европейскому" Новгороду. Со всем этим можно было бы активно согласиться, если бы не два "но".

Первым "но" является петербургский этап русской истории, в результате которого старая Московия, соединившая в себе по максимуму при Иване Грозном и ордынство, и византийство, превратилась в европеизированную (сначала верхушечно, по постепенно и всё более низово) Российскую Империю. Широпаев видит эту проблему, но не столько решает ее, сколько пытается обойти при помощи следующего маневра: Петербург для него - "реинкарнации Новгорода" в новых исторических условиях. Черты "Новгорода" как бы проступают в "Петербурге", но искаженные почти до неузнаваемости, жестоко деформированные бюрократическим имперским панцырем (пусть порой и в виде изящного корсета).

Можно было бы пойти и по-другому и сказать, что "Петербург" как раз символизирует грандиозную попытку вестернизации (и предполагаемого этим частичного очеловечивания) империи, максимально возможное продвижение в этом направлении, окончившееся грандиозной же катастрофой, что и дает основание более не возвращаться к имперской традиции (хотя бы и в самом европеизированном ее варианте), поставить на ней окончательный крест и сквозь всю толщу московско-азиатской плиты прорваться к задавленной ею изначальной европейско-русской традиции, воссоединиться с ней и таким образом переформатировать русскую имперскую "матрицу" в ассоциацию вольных русских земель, "многорусье", как называет этот путь А.Широпаев.

Вторым "но" является отчетливый неоязыческий мотив, представлющий собой явный полемический перехлест. Зачем же вместе с водой выкидывать и младенца? Если официальная Московская церковь и может вполне справедливо критиковаться как важная часть имперской конструкции, то переносить эту критику на Православное христианство как таковое было бы совершенно неправильно, не говоря уж о том, что Новгород был важнейшим центром христианской миссии на Руси.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments