Первое – мое собственное. Говорят, вот мол симпатичный еврейчик играет знаменитого русского офицера - ха-ха, no comments. Вчера случайно в программе А.Архангельского «Тем временем» увидел фрагменты нового фильма А.Германа-мл. «Бумажный солдат». Редкое по жалкости и бездарности зрелище! Современная киномолодежь пытается представлять своих дедов-шестидесятников, что выглядит какой-то бездумной механической и плоской пародией на образы из фильмов Ромма и Хуциева. Последние, при всей своей очевидной идеологической ходульности, были как-то по-человечески убедительны – благодаря масштабу личности актеров прежде всего. Здесь же понятие «масштаб личности» выглядит очевидной бестактностью – извините. Впрочем, нечто подобное уже приходилось наблюдать, когда, например, А.Смирнов кривлялся в роли якобы Бунина в фильме по сценарию собственной дочки – и выходил натуральный Евтушенко. А вы говорите – Колчак... Было, правда, и нечто нечаянно-приятное: ведущий с явным пиитетом упомянул о романе Дмитрия Галковского «Бесконечный тупик» - как о подразумеваемо непременной части культурного багажа его высокообразованных собеседников.
Второе – из последнего русского классика: «Он стянул черную перчатку для одного из тех обстоятельных рукопожатий, которыми мои соотечественники почитают приличным обмениваться при всяком приходе-уходе...» (В.Набоков. Смотри на арлекинов! Пер. С.Ильина.)
А теперь реплика по поводу сказанной сегодня в «Апокрифе» фразы Ю.Полякова «не надо всё время критиковать советский период, это уже немодно». Милый Юра, «критиковать советский период» по-настоящему ещё и не начинали. Придёт ли такая «мода» - не знаю. Но практически всё, что было до сих пор в этом жанре – это просто столкновения разных отношений к советскому периоду со стороны разных типов советских людей. Для настоящей же «критики советского периода» надо сначала покинуть советские позиции. А для этого надо чётко уяснить, что такое советскость. Боюсь, что эта задача не по плечу так и не расставшемуся с комсомолом бодрячку.