"Черносотенцев культурный мир неизменно и откровенно презирал. Перед большевиками культурный мир расшаркивается - иногда злобно, иногда холодно, но почти всегда "отдавая должное". Новый Гамзей Гамзеевич расселся в Пантеоне истории и, боюсь, расселся там прочно."
"При нашем старом строе всё было неизмеримо лучше поставлено, чем реклама. Это не то по глупости, не то от нашего барства: в рекламе не нуждаемся, ври о нас, что хочешь..."
"Наша старая власть не оценила великую силу саморекламы."
"...надо было заставить мир назвать всероссийский погром не погромом, а освобождением трудящихся классов."
(М.Алданов. Бегство. Гл. Х.)
Первое из замечаний Алданова (точнее - его литературного представителя Брауна), при всей своей очевидности, указывает на некую фундаментальную черту исторического процесса, во всяком случае ближайшей к нам его части. Почему "культурный мир" приветствует разрушителей и варваров? Почему он освистывает и презирает охранителей? Потому что он хочет очередного шага вперёд, ещё одного шага к концу, к смерти. "Культурный мир" подсознательно пленён Танатосом - поэтому ему так желанна каждая новая уступка энтропии, и так отвратительны все те, кто пытается - как правило неудачно, если не жалко,- ей противостоять, задержаться на предыдущей исторической ступеньке. Горе охранителям, консерваторам, реакционерам! Да здравствует новое! - даже не нужно пользоваться стёршимся словом "прогресс" - просто НОВОЕ, и ещё проще даже - ДРУГОЕ... Впрочем, об этом весь К.Леонтьев.