Сергей Сергеевич Каринский (enzel) wrote,
Сергей Сергеевич Каринский
enzel

Categories:
СОВЕТСКОЕ КАК УГОЛОВНОЕ

Почему советские люди не приемлют обращения «господин»? Казалось бы, что плохого самому быть господином и других так же называть? Но нет, что-то против этого восстаёт. Не нравится им это, причём активно, до прямой враждебности: не хотим никаких «господ»! О чём это свидетельствует? Такое впечатление, что это подспудное отталкивание от «не своего», не свойственного. Настоящих господ, т.е. хозяев, владельцев, правителей давно уничтожили либо изгнали, отбросив явную, легальную социальную иерархию (но негласно заменив её иерархией теневой, нелегальной), всех уровняли в советском «товариществе», в этой круговой поруке изначального Преступления, хамства, безответственности и приниженности. Ведь вместе с иерархией и её носителями были отброшены, объявлены ничтожными и представления о личной чести, личной ответственности и человеческом достоинстве. Обращение «господин» их в первую очередь и предполагает в субъекте, к ним адресуется – а их-то уже и нет, что-то там только смутно брезжит на дне памяти, услышанное вполуха на уроках литературы в школе, историческая рухлядь. Нет, тут, "у наших", уже всё иначе устроено, по-советски: официально – «товарищи», неофициально, по-уголовному – «братва», «братки». Советский мир сущностно и безнадёжно уголовен, это надо чётко понимать, и эта уголовность существует уже на подсознательном уровне – но тем важнее она как фактор самоидентификации, функционирования системы опознания «свой-чужой», как фактор выработки поведенческих кодов. В проявлениях этой уголовной этики (и эстетики) нет недостатка, она пронизывает всё общество, сверху донизу, она повсюду: на ТВ, в кино, в жёлтой прессе и в глянцевых журналах. Но если раньше, в позднесоветскую, «застойную», эпоху она маскировалась партийно-бюрократическими чопорными манерами, советской благопристойностью, то теперь, с открытым водворением «чекизма», она стала уже явной нормой, правилом хорошего тона. Приблатнённость как стиль поведения и общения, мир шпаны и мир власти уже практически неразличимы. Собственно, стоит говорить о власти шпаны как социокультурной характеристике нашего времени. Как говорится, всего вам доброго.

Cм. на эту же тему: http://orthoved.livejournal.com/83155.html#cutid1
Tags: contra sovok
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments