(читая статью о.Г.Митрофанова «Русская Православная Церковь и русское антикоммунистическое движение»)
Уже 19 января 1918 г. появилось послание патриарха Тихона, которое было принято 22 января в качестве соборного документа. Главная его идея – призыв к православным людям опомниться и отлучение от Церкви всех идущих путём смуты за большевиками. 25 октября 1918 г. появляется послание патриарха Тихона к Совнаркому, «явившееся самым политизированным и антибольшевицким из его посланий, давшее исчерпывающую оценку большевицкого режима, его политики и тех перспектив, которые открывались перед страной в случае его сохранения». «Однако даже в этом послании, - пишет о.Георгий, - отсутствовал прямой призыв к вооружённому сопротивлению большевикам.» Возникает закономерный вопрос – почему? Ведь если бы ещё в начале 1918 г. появился такой призыв со стороны высшего церковного иерарха, тем более поддержанный соборно, не повлияло бы это на позицию широких масс русского народа, прежде всего крестьянства, не побудило бы их активно выступить с оружием в руках и тем самым сделать антибольшевицкое вооружённое сопротивление массовым? Ведь «на территориях, освобождённых от большевиков, церковная иерархия недвусмысленно заявляла о своём благословении Белому движению». Не сыграла ли такая позиция патриарха Тихона в 1918 г. роковой роли в судьбе Белого движения, предопределив его конечное поражение изначальным отсутствием у него широкой народной поддержки из-за отстутствия авторитетного в глазах народа призыва к борьбе со злом большевицкой власти?